Особенности социализации современного подростка. Семья как фактор социализации личности
Страница 2

Социологическая информация » Актуальные проблемы подростковой субкультуры » Особенности социализации современного подростка. Семья как фактор социализации личности

В наше время темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но часто оказывается даже вредным, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым обстоятельствам. Префигуративная культура ориентируется главным образом на будущее. Поэтому не только молодежь учится у старших, как было всегда, но и старше во все большей степени прислушиваются к молодежи[17].

Вообще всю суть конфликта отцов и детей можно свести к желанию тотального контроля со стороны взрослых по отношению к своим детям. Взрослые пытаются решить за ребенка с кем надо дружить, какую профессию выбрать, музыку слушать, кино смотреть и т.д. Все это, безусловно, ведет к ограничению свободы подростка, это приводит к несформированности у ребенка самостоятельности.

Подростковая субкультура является с одной стороны своего рода усвоением культуры, созданной прошлыми поколениями, а с другой созданием собственной возрастной субкультуры, обособлением от культуры взрослых[18]. Обособление происходит в различных плоскостях, начиная с языковой, ценностной, заканчивая предметной. Подростки часто создают собственную систему ценностей и норм, отталкиваясь от системы взрослого мира, противопоставляясь ему. Свой мир подростки могут создавать как антимир взрослой культуре при одновременной ориентации на их же ценности. Таким образом, зачастую ценности антимира взрослой культуры становятся престижными и значимыми для подростков[19]. Поэтому очень важна роль родителей в развитии личности подростка, так как именно взрослые являются теми ориентирами, на которые опираются их дети. Подросток нуждается в идеале, этот идеал он может найти в семье – к примеру, в матери, отце, старшем брате или сестре.

Культура семьи проявляется во взаимоотношениях родителей и детей. Культура личности ребенка неотделима от культуры родителей. Характер их взаимоотношений меняется при вхождении ребенка в подростковую субкультуру, вследствие чего можно определить три модели отношений:

1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают.

В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети — к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.

2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.

3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго по местам и нет возможности ее передвинуть, переставить. «Развести в комнате грязь» также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: «Не хуже других».

Семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности ребенка. Родители должны подготавливать своих детей к взрослой жизни и взрослые делают это в соответствии со своими идеалами, каждый по-своему. Так в произведении Фонвизина «Недоросль» видим как культура, и образование родителей оказывают влияние на формирование жизненных установок подростка. Госпожа Простакова воспитывает своего сына (Митрофана) по своему образу и подобию.

Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: « .друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!», «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!»[20]. Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась «у разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!»[21]. «Злонравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей. Тем самым Фонвизин определяет важнейшую роль семьи в воспитании ребенка. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы: