Материалистическая диалектика и классовый подход
Страница 1

Социологическая информация » Теория социальных классов » Материалистическая диалектика и классовый подход

Как известно, ядром диалектики, по выражению Ленина, является единство и борьба противоположностей. Если вникнуть в суть этого ленинского определения, то смысл здесь таков. Диалектика, как всеобщая теория развития, разработала ряд законов, отображающих общие моменты движения различных форм материи. Движение, как известно, является формой существования материи, без движения, без развития материя существовать не может. Это присуще всем ее формам. Основой движения и развития является постоянная борьба противоположностей, находящихся одновременно и в единстве. Каждый организм находится в состоянии развития, а потому и в состоянии борьбы нового со старым, перехода старого в новое, его собственного отрицания и, таким образом, разрешения данного противоречия, его снятия. Победа нового над старым является одновременно и развитием.

Общественная форма движения материи имеет свои особенности, главная из которых заключается в том, что развитие осуществляется через разрешения противоречий, представляющих определенные классы общества, а потому наделенных сознанием. Это приводит к тому, что борьба старого и нового, прогрессивного и отживающего всегда выражается в классовой, идеологической борьбе, победителями в которой оказываются, в конечном счете, представители того класса, за которым стоит более прогрессивное содержание экономических отношений. Поэтому, подобно тому как «исторический материализм есть распространение положений диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению истории общества» (Сталин)[2], так и классовый подход является, по сути, распространением основного закона материалистической диалектики, единства и борьбы противоположностей, на общество. Как пишет Григорян Г. М.: «История подтверждает, что классовый подход в жизни, классовое сознание социально-экономических явлений наблюдалось в течение тысячелетий. И само по себе противоположные, устойчивые действия крупных слоев населения в борьбе за свое социальное положение свидетельствует о наличии объективно противостоящих друг другу классов. Если из поколения в поколение, из столетия в столетие люди настойчиво выдвигали идеи, по существу носящие классовый характер, то это означает, что необходимо не отвергать наличия классов, а исследовать данное важное социальное явление»[3].

Выявление противоположных классов, их борьбы является исходным пунктом в классовом подходе. «Люди всегда были и всегда будут, – указывал по этому поводу мастер классового подхода в науке и в политике В. И. Ленин, – глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов»[4]. Но науке нужно не просто зафиксировать наличие классов и их диаметрально противоположные взгляды, науке требуется объективно выразить действительное положение вещей, а значит выразить его как борьбу старого с новым, показать эту диалектику, а, главное, определить, что же является новым, прогрессивным, за чем стоит будущее, а значит и историческая правда. Но здесь сразу же возникает проблема. Насколько является правомерным классовый подход в науке, неужели общественная наука может существовать лишь как объективное отображение интересов прогрессивного класса, представляющего всегда будущее в данном классово антагонистическом обществе? Общественная наука имеет и другой, внешне якобы отличный от классового подхода анализ общества и экономики, суть которого якобы в том, чтобы суметь возвысится над классами, парировать между ними и выражать объективную реальность, независимо от интересов того или иного класса. Но такая общественная наука несостоятельна уже потому, что практически просто невозможна, ибо идеи, находящиеся в определенной научной концепции, могут стать достоянием общества, приобрести известность лишь в том только случае, если они затрагивают материальные интересы классов, в противном же – этих авторов, представляющих «надклассовую» общественную науку, просто не знали бы, а их наука не покинула бы пределы их кабинета. Значит, такие ученые или просто выражают наивность, связанную с относительной оторванностью интеллигенции от основных антагонистических классов общества, и в такой форме лишь выражают интересы класса, которому выгодно отрицание противоположности классовых интересов, то есть господствующего класса данной эпохи.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

В связи с чем в истории науки возникли два подхода к изучению культуры: оптимистический и пессимистический? Как вы считаете, насколько правы пессимисты?
Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались два разных понимания, два взгляда, так сказать, "оптимистический" и "пессимистический". Оптимисты уверены, что мировая культура на правильном пути, что будущее - ...

WESTERN GOTH
Сложно представить связь между вестернами и готической эстетикой, однако она существует в лице группы Fields of the Nephilim - их вид на обложках и в клипах и породил этот странный стиль - так выглядят по большей части фэны Fields of the ...

Детские общественные объединения и организации как институт социализации
В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь в нем функционирует свыше 1300 общественных объединений. Из них 39 молодежных и детских объединений[1]. Детское и юношеское движение как социально-педагогическая реальност ...