Семья осужденного как путь реабилитации осужденногоСтраница 2
Как любая другая институализированная группа, семья скреплена отношениями «власти-подчинения». Однако стержневыми ценностями, определяющими престижность роли конкретного человека в семье, выступает личная привязанность окружающих и степень доверия к человеку в критической ситуации. Некоторые авторы особо останавливаются на технической стороне воспитательного процесса в семье, считая основополагающей в ней роль отца. Опыт работы с осужденными в колонии подтверждает данные статистики о том, что отсутствие в семье отца (в иудео-христианском варианте роли, как хозяина, верховного распорядителя) даже при номинальном его присутствии, влечет за собой отклонения в системе «мать-ребенок» с чрезмерной нагрузкой на личность ребенка. Результаты работы с разными возрастными группами осужденных показывают, что раннее формирование отклонений в поведении: побеги из дома в 9-11 лет, раннее оставление учебы, употребление одурманивающих веществ, как правило, сочетаются с выраженным конфликтным характером семьи осужденного.
Длительное проживание, как считает Ю.А. Гаспарян [16.С.92], вне брака, проблемы с устройством собственной семьи с конструктивной адаптацией на работе (частая смена мест работы, отсутствие подобающего возрасту и умственному развитию профессионального роста), с относительно поздним началом противоправной деятельности (после 30 лет) устойчиво сочетаются с отсутствием воспитательной роли отца в семье.
При этом собственно материально бытовые условия проживания родительской семьи определяющей роли на формирование девиантного поведения не оказывают. Наоборот, парадокс (а может психологически это и не парадокс, а закономерность) в том, что в ходе отбывания наказания молодые осужденные из материально неблагополучных семей чаще демонстрируют признаки ответственности за совершенное преступление.
Проблемой, по мнению Ю.А. Гаспарян [16.С.96], связанной с собственной семьей осужденного является реализация устойчивого стереотипа этого поведения, если он конечно сформирован. Работа с осужденными среднего возраста (35-55 лет) из числа нарушителей установленного порядка отбывания наказания, показывает, что апелляция к ответственности перед близкими родственниками в случае допущения нарушения (при водворении в штрафной изолятор, осужденный, по закону лишается права на переписку, свидания и телефонные переговоры) часто не дают результата. Осужденный скорее склонен пожертвовать спокойствием своих близких, чем отказаться от установки, повышающей его самолюбие.
Объективным «фоном» социальной работы с семьей осужденного являются как материально-бытовые, эмоционально-психологические, педагогические особенности семьи, так и собственно реакция родственников на совершение сородичем преступления. Как правило, близкие родственники реагируют на преступное поведение двояко: либо относятся к нему как к закономерному явлению в жизни сородича, либо рассматривают случившееся как чрезвычайное происшествие.
Эмоциональная и нравственная оценка проступка зависит от факторов как собственной эмоциональной и личностной зрелости, так и некоторых национальных, социальных и клановых особенностей. Последнее обстоятельство особенно важно в связи с тем, что в различные регионы центральной России прибывают в поисках заработка большое количество людей с территорий национальных окраин и мотивацию поведения обуславливает сложный симбиоз национальным представлений в чужой национальной среде. Национальные особенности необходимо учитывать в связи с тем, что в ИУ центральной России стали прибывать лица, осужденные за уголовные преступления на территории Чеченской республики. Сквозь призму нравственной оценки проступка достаточно четко прослеживаются особенности отношения родственников, как к осужденному сородичу, так и к самим себе. Разговаривая с родственниками о причинах преступного поведения члена семьи и возможных вариантах на будущее, складывается впечатление, что вместе с осужденным отбывают наказание и они. Только наказание для членов семьи складывается из необходимости иметь, какие либо отношения с исправительным учреждением (приходить на свидания, на встречу с сотрудниками по определенным дням).
Другие материалы:
Особенности политического сознания современного студенчества
Современное российское студенчество подвергается пристальному вниманию социологов. Исследуются социальные проблемы, менталитет, ценностные ориентации, жизненные установки современных студентов.
Результаты социологических исследований мол ...
Социальная коммуникация. Основные определения и модели процесса коммуникации
Социальная коммуникация это:
· передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
· процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.
· механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попы ...
Исследование удовлетворенности граждан пожилого возраста социальным
обслуживанием в ОГУ «ККЦСОН»
Исследование состояло из двух этапов. Задачей первого этапа стало изучение деятельности отделений Костромского комплексного центра социального обслуживания, оказывающих социальную поддержку гражданам пожилого возраста. Для этого использов ...