Состояние проблемы на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы России. Характеристика основных нормативно-правовых документов Российской Федерации, регулирующих организацию социал
Страница 10

Социологическая информация » Особенности современных технологий социальной работы с осужденными в условиях исправительной колонии общего режима » Состояние проблемы на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы России. Характеристика основных нормативно-правовых документов Российской Федерации, регулирующих организацию социал

Лица, отбывающие наказание, помимо гражданских прав, законных интересов и обязанностей, которые остаются у них, и после осуждения, наделяются специальными правами, и на них возлагаются специальные обязанности, которые определяются Уголовно-исполнительным кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Знание осужденными своих прав и обязанностей - залог успешной их адаптации к условиям отбывания наказания. В обязанности администрации ИУ входит знакомить осужденных с особенностями их правового положения, предоставлять информацию об условиях и порядке отбывания наказания, а также об их изменениях. Наличие у осужденных подробной информации, с одной стороны, ограничивает рамки правовых норм требований, предъявляемых к ним администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, а с другой стороны, позволяет осужденным осуществлять свои права и выполнять обязанности, не нарушая при этом предъявляемых к ним требований. Права осужденных названы основными, прежде всего потому, что нормативно закрепляют наиболее важные для человека и гражданина субъективные права и выступают в качестве одного из гарантов соблюдения принципа законности в процессе исполнения наказания.

Право на охрану здоровья относится к тем основополагающим или естественным правам человека, которые не могут быть ограничены в связи с исполнением наказания. Медико-санитарная и специализированная медицинская помощь осужденным оказывается как в специализированных медицинских учреждениях, предназначенных для данной категории лиц, так и в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счёт средств бюджетов всех уровней.

Уголовно-исполнительное законодательство отказалось от ограничения на право получения пенсий и иных социальных пособий осужденным к лишению свободы. Данная норма выражает конкретное проявление принципа социальной справедливости в нормотворчестве, результатом реализации которого стало восстановление конституционного права гражданина на социальное обеспечение.

Учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера к осужденным, больным алкоголизмом или наркоманией, а также страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемость. Принудительные меры медицинского характера можно подразделить на две группы: а) применяемые самостоятельно; б) виды принудительных мер медицинского характера, которые применяются наряду с наказанием в отношении лиц, совершивших преступления и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также совершивших преступления и признанных нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании. В случае выявления алкоголизма или наркомании у осужденного в момент отбывания наказания, ему предлагается пройти курс специальной терапии в добровольном порядке.

Международно-правовые документы рекомендуют более активно вовлекать в процесс ресоциализации осужденных общественные объединения. Стандартные минимальные правила обращения с заключёнными подчёркивают, что « . общественные организации следует, поэтому привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения заключённых к жизни в обществе».

Подчёркивая значение участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, настоящим[i] кодекс к основным средствам исправления осужденных относит и общественное воздействие. Содействие общественных объединений в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, как один из элементов реализации уголовно-исполнительной политики заключается в привлечении средств для оказания помощи в решении вопросов укрепления материальной базы учреждений, исполняющих наказания, социальной защиты осужденных, членов их семей, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц.

В отдельных регионах страны в последние годы практикой возрождены такие формы участия общественных объединений в деятельности исправительных колоний общего режима, как попечительские советы, которые нашли своё законодательное закрепление в настоящем кодексе. Уголовно-исполнительное законодательство называет и такие формы взаимодействия с ИУ как советы воспитателей отрядов. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации законодательно закрепил положение о том, что осужденные к лишению свободы, по общему правилу должны отбывать наказание в исправительных учреждениях, расположенных в пределах территории того субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Ранее, подавляющее большинство осужденных направлялось к месту отбывания наказания независимо от того, в каком регионе (области) они проживали или были осуждены. Разумеется, такой подход не способствовал достижению целей, поставленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством перед наказанием. Нередко близкие родственники являются единственной связью осужденного с внешним миром, выступают в качестве прочной основы его социальной реинтеграции в общество после отбытия наказания.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Другие материалы:

Социальные сети
Социальная сеть (англ. social network) – социальная структура состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений). Социальной сетью» также может называть ...

Формы межнационального культурного сотрудничества
Этнонаправленные тех юлогии, воплощающие в себе менталитет и традиции каждого .арода, выступают в качестве мощного инструмента межнационального культурного обмена и сотрудничества. В этом плане велика роль ЮНЕСКО и других международных ор ...

Институт Общественной палаты в России на примере Федеральной и Региональных Общественных палат
Региональные законодательство, регулирующее деятельность общественных палат, существует в 33 субъектах Российской Федерации. Региональные общественные палаты существуют в качестве независимых некоммерческих организаций и во многих случаях ...