Природа социального конфликта
Страница 2

Роль неудовлетворенных потребностей в возникновении конф­ликта очевидна, если мы имеем дело с конфликтом индивидов или небольших групп. Но если речь идет о конфликте государств? Какую роль играют «неудовлетворенные потребности» в этом слу­чае? «Государство» само по себе не может ни принимать реше­ний, ни вступать в конфликты. Принимать решения, вступать в конфликты могут лишь люди. Политику любого государства так­же определяют конкретные люди — члены правительства, прези­денты и т.д. Именно эти люди и определяют, что является «по­требностью» того или иного государства в данный момент. По­этому даже в таких глобальных конфликтах, как войны между государствами, значение личных побудительных мотивов весьма велико. Но применительно к таким случаям лучше говорить не об «удовлетворении потребностей», а о «защите интересов» субъек­тов конфликта .

Общество с заложенным в его структуре социальным неравен­ством потенциально чревато конфликтами. В каждом обществе существуют группы, чьи потребности регулярно не удовлетворя­ются, а интересы игнорируются.

Общество провоцирует конфликты не только социальным нера­венством. Каждое общество, как мы уже говорили выше, имеет определенные культурные модели, которым должны соответство­вать его члены. Системы социальных ролей предписывают опреде­ленные типы поведения. Это ведет к тому, что люди, не соответ­ствующие сложившимся стандартам, оказываются либо в изоля­ции, либо в состоянии конфликта с социальной средой.

Степень конфликтности в обществе возрастает в ситуациях ано­мии, политических и экономических кризисов. Нестабильность ситуации и неопределенность норм ведут, во-первых, к тому, что все больше людей не удовлетворяют свои потребности, и, во-вторых, людям легче «перешагнуть» рамки дозволенного, посколь­ку эти «рамки» в анемичном обществе теряют четкость.

Важной чертой кризисных обществ является широкое распро­странение чувства незащищенности и страха. А это сопровожда­ется ростом агрессивности, что не только провоцирует конфлик­ты, но и ужесточает их характер.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Исторические типы социальной стратификации
Существуют 4 основных исторических типа социальной стратификации. 1. Рабство – крайняя форма неравенства, когда одни индивиды являются собственностью других. 2. Каста – группа, члены которой связаны происхождением или правовым положение ...

Начальные школы.
Начальные или народные школы имеют своею задачею сообщение основных первоначальных знаний, необходимых каждому, как человеку и члену общежития. «Народными» такие школы называются потому, что они имеют в виду удовлетворение потребностей вс ...

Общественная палата Федерального уровня. История формирования Общественной палаты РФ
Идея создания Общественной палаты Российской Федерации была впервые озвучена в Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 г. . В данном послании большая роль была уделена развитию гражданского ...