Природа социального конфликта
Страница 2

Роль неудовлетворенных потребностей в возникновении конф­ликта очевидна, если мы имеем дело с конфликтом индивидов или небольших групп. Но если речь идет о конфликте государств? Какую роль играют «неудовлетворенные потребности» в этом слу­чае? «Государство» само по себе не может ни принимать реше­ний, ни вступать в конфликты. Принимать решения, вступать в конфликты могут лишь люди. Политику любого государства так­же определяют конкретные люди — члены правительства, прези­денты и т.д. Именно эти люди и определяют, что является «по­требностью» того или иного государства в данный момент. По­этому даже в таких глобальных конфликтах, как войны между государствами, значение личных побудительных мотивов весьма велико. Но применительно к таким случаям лучше говорить не об «удовлетворении потребностей», а о «защите интересов» субъек­тов конфликта .

Общество с заложенным в его структуре социальным неравен­ством потенциально чревато конфликтами. В каждом обществе существуют группы, чьи потребности регулярно не удовлетворя­ются, а интересы игнорируются.

Общество провоцирует конфликты не только социальным нера­венством. Каждое общество, как мы уже говорили выше, имеет определенные культурные модели, которым должны соответство­вать его члены. Системы социальных ролей предписывают опреде­ленные типы поведения. Это ведет к тому, что люди, не соответ­ствующие сложившимся стандартам, оказываются либо в изоля­ции, либо в состоянии конфликта с социальной средой.

Степень конфликтности в обществе возрастает в ситуациях ано­мии, политических и экономических кризисов. Нестабильность ситуации и неопределенность норм ведут, во-первых, к тому, что все больше людей не удовлетворяют свои потребности, и, во-вторых, людям легче «перешагнуть» рамки дозволенного, посколь­ку эти «рамки» в анемичном обществе теряют четкость.

Важной чертой кризисных обществ является широкое распро­странение чувства незащищенности и страха. А это сопровожда­ется ростом агрессивности, что не только провоцирует конфлик­ты, но и ужесточает их характер.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Интерпретация понятий в системе объекта
Социальный статус - соотносительное положение (позиция), занимаемая личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями полом, происхождением и др. Социализация - ...

Основные направления деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних
Социальный педагог - это профессионально подготовленный специалист в области отношений в социуме. Его работа направлена на все категории населения людей разного возраста, различных профессий, социальных групп, на работу с человеком в личн ...

Цели и задачи организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью
Государственная молодежная политика – система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Р ...