Сущность образовательной технологии: понятия и составные части

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Сущность образовательной технологии: понятия и составные части

Благодаря социально-культурной парадигме существенно расширились границы самого понятия образовательной технологии на любом из уровней: общепедагогическом (общедидактическом), частнопредметном (дисциплинарном) и локальном (технологически микроструктурном). Актуальность и объективная значимость социально-культурного подхода к анализу и оценке образовательных технологий обусловлены стоящей перед образованием необходимостью решения множества производственных, социальных, воспитательных, культурных проблем.

Сама социально-культурная сфера, представляющая совокупность материальных и духовных условий жизнедеятельности человека, предполагает интенсивное включение образовательных технологий, наравне с другими социально-культурными технологиями, в решение проблем экономических, политических, социальных и культурных отношений, организации труда, быта и досуга, воспитания и творчества, социально-культурной реабилитации людей, нуждающихся в поддержке и защите.

Однако социально-культурная парадигма рассмотрения образовательных технологий отнюдь не является универсальной. Она лишь дополняет и расширяет научные подходы, выработанные в педагогике, психологии, социологии, политологии, культурологии и других направлениях науки и практики. Источниками и составными частями образовательных технологий, как технологий социально-культурных, служат синтез достижений различных наук и практического отечественного и зарубежного опыта; сочетание традиционных элементов народной педагогики и культуры, педагогических и социально-культурных инноваций, опыта авторских школ; единство философских, социальных, психологических, культурологических факторов образовательного процесса.

Крайне существенно выявить основания, по которым становится возможной классификация используемых в социально-культурном пространстве образовательных технологий. При этом оговоримся, что приводимая ниже их терминология пока не однозначна. Определения технологий имеют широкий и узкий смысл, в ряде случаев дублируют друг друга, их значение часто зависит от конкретного социально-культурного контекста, некоторые термины до сих пор остаются предметом дискуссий.

В широком педагогическом значении каждая из социально-культурных образовательных технологий является специально организованным процессом и обеспечивает взаимодействие отдельных лиц и групп в рамках конкретного социально-культурного опыта. В более узком педагогическом смысле эта технология выступает как механизм формирования у ребенка, подростка, взрослого социально значимых качеств, культурных норм и ценностей, передачи опыта социально-культурного поведения и общения.

Источниками и составными частями социально-культурных, образовательных технологий служат преобразования в социально-экономической и духовной жизни общества, формирующееся на этой основе новое педагогическое мышление, данные педагогической, культурологической, психологической и других общественных наук, накопленный педагогический и социально-культурный опыт, как современный, так и опыт прошлого, как отечественный, так и зарубежный, опыт народной педагогики и культуры. Другими словами, любая из образовательных технологий, функционирующих сегодня в социально-культурной сфере, представляет собой синтез достижений науки и практики, традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено и накоплено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.


Другие материалы:

Массовые действия
Часто в обществе возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, их называют массовые соц. действия. Формы массовых соц. действий: 1) Массовая истерия-состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. 2) ...

Возникновение социологии
Рассуждая о причинах возникновения социологии, некоторые исследователи полагают, что в основе возникновения социологии лежали охранительные задачи. Логика размышлений здесь примерно такова. Идеи начального периода буржуазного развития (XV ...

Социология религии
Веберовская социология религии подчинена исследованию социального действия людей. М.Вебер стремится выявить связь между религиозно-этическими принципами и поведением индивидов, особенно их экономической и политической деятельностью. По ег ...