Институт социального контроля.

Социальный контроль

- нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.

Норма

- существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма - социально одобренные инварианты поведения. Норма - интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.

Санкции -

поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции бывают:

· формальные

· неформальные

· положительные

· отрицательные

Девиации

Явления, не укладывающиеся в рамки норм - девиации. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания .

Э. Дюркгейм

(1858 - 1917) первым затронул проблему отклонения от норм. Он написал книгу "Самоубийство" (1897)

Аномия

("номос" - норма, "а" - отрицание). Это явление Дюркгеймсвязывает с периодами трансформации общества. "Безнормность" возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались, не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния - солидарность. Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов - механическая солидарность. Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, т.е. уникальных, различных индивидов. Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм). Самоубийство - социальная патология. Это индивидуальное действие, причины которого в основном социальны.

Дюркгейм различает 3 типа самоубийств:

эгоистическое

альтруистическое

аномическое

Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.

Р. Мертон

тоже занимался аномией. С его т.з. отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения.

Цели -

то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с т.з. возможности достижения цели. Они должны быть портативны и эффективны. По Мертону равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы.

Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения.

Типы поведения

Отношение к

целям

средствам

1. Конформизм

+

+

2. Инновация

+

-

3. Ритуализм

-

+

4. Ретритизм

-

-

5. Мятеж

±

±


Другие материалы:

Отклоняющееся поведение личности
Всякое поведение личности, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется отклоняющимся. Это чрезвычайно высокий спектр явлений – от безбилетного проезда до вандализма. К основным формам отклоняющегося поведения принято отн ...

Проектные технологии. Историческая логика и сущность социально-культурного проектирования
По сравнению с программированием, планированием и другими технологиями, направленными на изменение социально-культурной сферы, проектирование, по мнению исследователей, обладает целым рядом преимуществ. По самой своей природе оно технолог ...

Социология религии
Веберовская социология религии подчинена исследованию социального действия людей. М.Вебер стремится выявить связь между религиозно-этическими принципами и поведением индивидов, особенно их экономической и политической деятельностью. По ег ...