Институт социального контроля.
Социальный контроль
- нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.
Норма
- существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма - социально одобренные инварианты поведения. Норма - интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.
Санкции -
поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции бывают:
· формальные
· неформальные
· положительные
· отрицательные
Девиации
Явления, не укладывающиеся в рамки норм - девиации. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания .
Э. Дюркгейм
(1858 - 1917) первым затронул проблему отклонения от норм. Он написал книгу "Самоубийство" (1897)
Аномия
("номос" - норма, "а" - отрицание). Это явление Дюркгеймсвязывает с периодами трансформации общества. "Безнормность" возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались, не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния - солидарность. Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов - механическая солидарность. Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, т.е. уникальных, различных индивидов. Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм). Самоубийство - социальная патология. Это индивидуальное действие, причины которого в основном социальны.
Дюркгейм различает 3 типа самоубийств:
эгоистическое
альтруистическое
аномическое
Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.
Р. Мертон
тоже занимался аномией. С его т.з. отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения.
Цели -
то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с т.з. возможности достижения цели. Они должны быть портативны и эффективны. По Мертону равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы.
Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения.
Типы поведения |
Отношение к | |
целям |
средствам | |
1. Конформизм |
+ |
+ |
2. Инновация |
+ |
- |
3. Ритуализм |
- |
+ |
4. Ретритизм |
- |
- |
5. Мятеж |
± |
± |
Другие материалы:
Микросоциологическая теория. Культурный (культурологический)
феминизм
Культурный феминизм, который появился в XIX веке, сосредоточенный не на политических преобразованиях, а на более широкой культурной трансформации в связи с выходом женщины на политическую арену. Придавая большое значение образованию и нез ...
Социология Эмиля Дюркгейма.
Социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших ...
Детско-юношеские общественные объединения и организации Республики Беларусь
Примерная классификация детско-юношеских общественных объединений и организаций в РБ:
Содержание деятельности ОО
и О[9]
Субъекты как общественные формирования
Функции.
Ценностная основа
ОО «БРСМ», ОО «БРПО»
Социаль ...