Измерение и пути преодоления бедности
Страница 3

В основу этих проектов положены, с одной стороны, потребительские бюджеты разного уровня достатка, а с другой - затраты работодателей и государства на рабочую силу. Первые являются научно обоснованными нормативами, определяющими различный уровень текущего потребления наемных работников. Вторые - ограничивают его общие размеры и формируют структуру в зависимости от затрат работодателей и государства.

Обосновано, что прожиточный минимум (ПМ) характеризует преодоление лишений в удовлетворении наиболее насущных потребностей, воспроизводственный минимальный потребительский бюджет (ВМПБ) свидетельствует о достижении социально приемлемого потребления материальных благ и услуг, а бюджет высокого достатка (БВД) определяет российский уровень благосостояния.

Доказано, что воспроизводственные минимальные потребительские бюджеты работника и ребенка являются основой определения минимального социально приемлемого уровня семейного потребления. Опора на них в практической государственной политике формирования затрат на рабочую силу позволит всеми ее составляющими (заработной платой и другими расходами) обеспечить достижение социально приемлемой цены рабочей силы.

Достижение же ценой рабочей силы уровня развивающего потребления, соответствующего бюджету высокого достатка, будет свидетельствовать о достаточно высоких заработной плате и других расходах на рабочую силу и является важной перспективной задачей социально-экономической политики государства. Рост численности и доли наемных работников с потреблением выше потребительского бюджета высокого достатка и противоположная динамика лиц с потреблением ниже воспроизводственного минимального потребительского бюджета являются важными индикаторами успешности социально-экономических преобразований.

Принципиально важным является не само по себе повышение номинальной заработной платы, а рост ее покупательной способности. Необходимо решить задачу доведения покупательной способности заработной платы хотя бы до уровня, существовавшего до начала кардинальных социально-экономических реформ. Для этого нужно обеспечить рост реальной заработной платы примерно на половину по сравнению с ее величиной в 2003 году.

На пути к этому надо восстановить экономически обоснованный уровень покупательной способности заработной платы, то есть уровень, который в процентах к ее показателю 1990 года был бы не ниже чем уровень реального ВВП. Оценки показывают, что в таком случае покупательная способность заработной платы (по аналогии с ВВП в сопоставимых ценах на одного работающего по найму) должна была бы составить 90% от уровня 1990 года, при фактических 60% в 2003 году. Это означает, что в настоящее время покупательная способность заработной платы ниже ее экономически обоснованного уровня примерно на 40%.[10]

Государственные гарантии в части установления минимального размера оплаты труда (МРОТ) будут социально справедливыми, если обеспечат равные возможности для минимального потребления в регионах Российской Федерации. Это означает, что МРОТ должен стать не общефедеральным, а региональным социальным нормативом. Таким образом, необходим переход от единой минимальной заработной платы в стране к дифференцированной минимальной заработной плате, устанавливаемой в субъектах Российской Федерации с учетом величины регионального прожиточного минимума.

Чтобы в регионах с более низкими прожиточными минимумами, чем его общероссийское значение, не происходило снижения уровня государственных гарантий, необходимо в федеральном государственном бюджете на очередной год оговаривать соотношение МРОТ и ПМ для субъекта Российской Федерации с наименьшей величиной прожиточного минимума. Это соотношение, а также величины региональных прожиточных минимумов позволят определить размеры региональных МРОТ, номинальные значения которых в регионах России будут различаться в 3—4 раза.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Политика российского государства в регулировании демографических процессов
Тенденция усиления внимания правительства к проблемам демографического развития страны проявилась уже в начале 90-х гг.: была сформирована система органов государственной власти и управления, на которые возлагалась ответственность за мони ...

Социальный конфликт. Определение конфликта и конфликтной ситуации
Конфликт можно определить как отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречием их интересов. Это противоречие коренится в социальной структуре и связано с неравным распределением ресурсов. Элементы конфлик ...

Семейное право: современное состояние
Современные представления о социально-правовой защите семьи проистекают из особенностей семейной политики государства и опираются на теоретические представления о семье и ее взаимодействии с государством, как в правовом, так и в социально ...