Основные направления функционирования международного женского движения в 20 в. и перспективы развития в 21 в.
Страница 2

Социологическая информация » Международное женское движение » Основные направления функционирования международного женского движения в 20 в. и перспективы развития в 21 в.

Феминизм, как и всякое другое политическое движение, не мог избежать радикализма, «левизны» как своего рода болезни роста. Потребовалось время, чтобы пришли зрелость оценок, умеренность и взвешенность действий, наконец, теоретическая обоснованность. Этому в значительной степени способствовало создание сети так называемых женских исследований (women’s studies), призванных одновременно вести просветительскую работу и подводить научный фундамент под движение за освобождение женщин. Женские исследования стали неотъемлемой частью учебных программ многих университетов, появилось немало специализированных научно-исследовательских центров.

В 70-е годы повсеместно в западных университетах возникают центры «женских» или «феминистских» исследований с особыми программами, включающими специалистов по биологии, физиологии, антропологии, этнографии, философии, истории, филологии. В них переместился спор, разделивший феминистов на сторонников «эгалитарного» подхода и проповедников «женской субъективности». С распространением женских исследований спор этот не только не разрешился, но развел оппонентов в разные стороны.

Свой выход из этого тупика предложили исследователи, строившие анализ, исходя из сопоставления «мужской» и «женской» ролей в разных ситуациях в разные периоды. Они предложили ввести новое понятие «гендер» (от англ. – gender – род). В русском языке это понятие можно раскрыть только смысловой фразой: «социальные отношения пола», или социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские. Они стремятся перевести анализ отношений пола с биологического уровня на социальный, чтобы, наконец, отказаться от постулата о «природном назначении пола»; показать, что понятие «пол» принадлежит к числу таких же смыслообразующих понятий, как «класс» или «раса»[6].

В 70-80-е годы международным сообществом приняты документы, которые призывают к ликвидации всех форм дискриминации женщины. В них женщина признается таким же полноценным субъектом истории, как и мужчина, а ее личность оценивается выше, чем ее «природное назначение», в них подчеркивается, что рождение детей, продолжение рода – это право, а не обязанность женщины.

Начатая в 60-е годы «женская революция» шла под лозунгом: «Если женщина имеет право на половину рая, то она имеет право и на половину власти на земле!» - в 80-90-е годы вынудила власть имущих потесниться и впустить, наконец, и женщин во все структуры управления обществом. Эти структуры из однополых мужских стали превращаться в «смешанные». Суфражистки, бабушки американок конца 20в., порадовались бы увеличению числа женщин – членов политических партий. В 1969г. женщины занимали только 3,5% должностей в штатах, к 1986г. эта цифра выросла до 13%. В местных органах власти их представительство составляло 4% в 1975г. и 10% в 1981г.[7] Доля женщин в парламенте США составляет 11,2%, в Великобритании – 7,8%. И эти цифры продолжают расти, хотя и очень медленно. Таким образом, «женская революция» изменила представление о роли женщины в современном обществе.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Типизация регионов России по уровню здоровья
Для решения многих демографических, социальных и санологических проблем и особенно для разработки прогнозов здоровья населения большой интерес представляет использование индекса человеческого развития (ИЧР), который был разработан сотрудн ...

Смена парадигмы управления в контексте социальных изменений
Современное высокоразвитое общественное производство, основанное на передовой технике и наукоемкой технологии, предъявляет новые требования к главной составляющей производительных сил - человеку. Непрерывное совершенствование работника, е ...

Культуротворческие и культуроохранные технологии. Сущность культуротворческих технологий
Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобре ...