Информация, собираемая с помощью массовых опросов

Поскольку массовые опросы чрезвычайно трудоемки (подчас они охватывают десятки тысяч респондентов), то они проводятся не отдельными людьми, а специальными организациями. В России такими организациями являются: ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), ФОМ (Фонд "Общественное мнение"), РОМИР (Российский мониторинг информации о России) и др. Эти организации специализированы на сборе данных по множеству актуальных проблем России. Например, ВЦИОМ собирает информацию об отношении населения России к рыночным реформам, о настроении общества, о рейтингах политиков и др.1

Особенность этой информации состоит в том, что, в отличие от двух первых видов данных, она собирается для научных целей - изучения общественного мнения. Социологические анкеты и "вопросники" интервью разрабатываются специально для того, чтобы опрашивать по ним тех или иных респондентов - группы населения, директоров предприятий, работников милиции, учителей, мигрантов или др. Информация, которая содержится в собранных анкетах и интервью, отражает состояние массового сознания населения России, те мнения, которые люди высказывают в момент опроса по конкретным проблемам. Совокупность таких мнений и образует общественное мнение.

Изучение общественного мнения - для России новое научное направление. Поскольку в советское время социологические опросы не практиковались, то никто не знал, есть ли вообще в стране общественное мнение или его нет. Сегодня же очевидно, что общественное мнение в России существует. Его "легализация" явилась одним из проявлений либерализации общественной жизни. Информация, характеризующая общественное мнение - это богатейший источник для углубления социологических знаний, в частности, в области социологии российских реформ. Выясняя состояние общественного мнения, людей опрашивают обо всем, что происходит в стране и в мире - от борьбы с терроризмом до режима питания. Какое бы изменение ни произошло в мире - буквально в тот же день появляются данные о мнениях по этому поводу разных групп населения, т.е. о реакции общественного мнения. Масштабы "архива" такого рода данных трудно себе даже представить.


Другие материалы:

Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России. Рынок труда: понятие, структура и инфраструктура
Рынок труда - важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда получают оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, ...

Анализ реализации Федеральных законов по социальной поддержке населения
Работа МУ «Отдел социальной защиты населения и труда администрации МО Новоторъяльский район» направлена на реализацию приоритетных задач по развитию социальной отрасли в соответствии с программой социально-экономического развития в МО «Но ...

Общественные отношения и личностные качества
Исследования западных социологов показали, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, ...