Информация, собираемая с помощью массовых опросов

Поскольку массовые опросы чрезвычайно трудоемки (подчас они охватывают десятки тысяч респондентов), то они проводятся не отдельными людьми, а специальными организациями. В России такими организациями являются: ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), ФОМ (Фонд "Общественное мнение"), РОМИР (Российский мониторинг информации о России) и др. Эти организации специализированы на сборе данных по множеству актуальных проблем России. Например, ВЦИОМ собирает информацию об отношении населения России к рыночным реформам, о настроении общества, о рейтингах политиков и др.1

Особенность этой информации состоит в том, что, в отличие от двух первых видов данных, она собирается для научных целей - изучения общественного мнения. Социологические анкеты и "вопросники" интервью разрабатываются специально для того, чтобы опрашивать по ним тех или иных респондентов - группы населения, директоров предприятий, работников милиции, учителей, мигрантов или др. Информация, которая содержится в собранных анкетах и интервью, отражает состояние массового сознания населения России, те мнения, которые люди высказывают в момент опроса по конкретным проблемам. Совокупность таких мнений и образует общественное мнение.

Изучение общественного мнения - для России новое научное направление. Поскольку в советское время социологические опросы не практиковались, то никто не знал, есть ли вообще в стране общественное мнение или его нет. Сегодня же очевидно, что общественное мнение в России существует. Его "легализация" явилась одним из проявлений либерализации общественной жизни. Информация, характеризующая общественное мнение - это богатейший источник для углубления социологических знаний, в частности, в области социологии российских реформ. Выясняя состояние общественного мнения, людей опрашивают обо всем, что происходит в стране и в мире - от борьбы с терроризмом до режима питания. Какое бы изменение ни произошло в мире - буквально в тот же день появляются данные о мнениях по этому поводу разных групп населения, т.е. о реакции общественного мнения. Масштабы "архива" такого рода данных трудно себе даже представить.


Другие материалы:

Социальная политика в отношении детей
Охарактеризовав государственную социальную политику (в том числе и семейную государственную политику), оценив положение детства в России, мы переходим к основной проблеме нашего исследования - социальной политике в отношении детей. На на ...

График опрошенных респондентов Поволжского Колледжа Технологий и Менеджмента, увлекающихся различными музыкальными направлениями
В нашем Колледже был проведён опрос среди учащихся студентов. Из 139 опрошенных человек четверо увлекались эмо субкультурой, рэпом – тридцать один студент, роком и металлом – четырнадцать, готической субкультурой – четыре студента, хип-хо ...

Образование как социальная ценность
Образование — это прежде всего функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие общества как целостной социальной системы и систем деятельности. Данная функция осуществляется через процессы трансляции культуры и реализации культ ...