Семейное консультирование как технология социальной работы с семьей
Страница 1

Социологическая информация » Социальная работа с семьей » Семейное консультирование как технология социальной работы с семьей

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности ученых в исследовании ограничены тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. Семья никогда не открывается полностью, впускает в свой мир других людей настолько, насколько это дает более или менее положительное представление о ней. Красивая итальянская кухонная плитка на фартук.

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности брачно-семейных отношений.

Исследователь, специалист по социальной работе должен помнить о допустимых границах "вторжения" в семью и брачно-семейные отношения, т.к. у этих границ есть законодательные критерии: соблюдение прав человека, неприкосновенность личной жизни семьи. Исходя из этого, определяются параметры исследуемого объекта, методы осуществления работы.

Методы изучения семьи, брачно-семейных отношений представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности.

Поговорим о консультировании, как одном из эффективных методов работы специалиста.

Слово "консультация" употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу, совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы, например, юридическая консультация (21, с. 603).

Таким образом, консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.

В нашей стране в начале 90-х годов получило распространение консультирование. Оно имеет ярко выраженную специфику, которая определяется тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи, гармонизации брачно-семейных отношений. На особенности консультирования влияют теоретические предпочтения, научный подход или школа, к которой принадлежит консультант (26, с. 137).

При всех различиях, которые наблюдаются сегодня в понимании сущности психологического консультирования и его задач, теоретики и практики сходятся в том, что консультирование представляет собой профессиональное взаимодействие между обученным консультантом и клиентом, направленное на решение проблемы последнего. Это взаимодействие осуществляется лицом к лицу, хотя иногда может включать в себя и более 2-х людей. В остальном позиции расходятся.

Одни полагают, что консультирование отличается от психотерапии и центрировано на более поверхностной работе, например, на межличностных отношениях, и его основная задача - помочь семье, супругам посмотреть на жизненные ситуации со стороны, продемонстрировать и обсудить те моменты взаимоотношений, которые, будучи источником трудностей, обычно не осознаются и не контролируются (1, с 51). Другие считают консультацию одной из форм осуществления психотерапии и видят его центральную задачу в том, чтобы помочь клиенту обрести свое подлинное Я и найти в себе мужество стать этим Я (19, с. 112).

В зависимости от жизненной ситуации семьи (как коллективного клиента) целями консультирования могут стать те или иные изменения самосознания (формирование продуктивного отношения к жизни, принятие ее во всех проявлениях; приобретение веры в свои силы и желания преодолевать трудности, восстановление распавшейся связи между членами семьи, формирование у брачных партнеров ответственности друг за друга и др.), поведенческие изменения (формирование способов продуктивного взаимодействия членов семьи друг с другом и внешним миром).

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Миграционные процессы
Недобровольные миграционные процессы, сопряженные с переживанием мигрантами глубоких психологических стрессов, затрудняют процесс их адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Анализ имеющихся иссл-ний пр-са миграции показывает демогр ...

Непрерывное образование и самообразование
Система образования, как и другие разновидности социально-культурной практики, направлена и на разрешение противоречия между процессами социализации и индивидуализации. Суть его состоит в том, что общество в силу множества как объективных ...

История исследования
Первые попытки научного объяснения старения начались в конце XIX века. В одной из первых работ Вейсман предложил теорию происхождения старения как свойства, которое возникло в результате эволюции. Согласно Вейсману, «не стареющие организм ...