Появление психически или физически неполноценного ребенка в семье всегда связано с сильными эмоциональными переживаниями родителей. Это может приводить к дисгармонии семейных отношений, разводам.

Осознавая свою ответственность перед малышом, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка.

В соответствии с принятой классификацией существует огромное количество видов групп возникающих в результате взаимодействия людей друг с другом и представляющих определенную ценность для каждого конкретного человека. К ним можно отнести группы самопомощи и взаимопомощи.

Группа взаимопомощи – это коллектив людей, объединенных общей жизненной проблемой или ситуацией. В эти группы могут объединяться либо непосредственно люди, затронутые серьезной проблемой, либо их близкие, родные, друзья. Участники группы делятся своими чувствами и накопленным опытом, и это позволяет собрать воедино имеющуюся практическую информацию и способы преодоления трудностей. Такие группы управляются самими участниками и существуют для их блага.

Группы самопомощи – это поиск новых членов; отсутствие ограничений во временном плане; они появляются только с признанием наличия проблемы; ответственность лежит только на участниках группы; действуют по принципу давать и получать, коллективизм, взаимность, опора на собственный опыт; отсутствие иерархической структуры.

По сути дела любая группа самопомощи и взаимопомощи – это школа демократического движения, опирающаяся на его основные принципы: активное участие каждого в поиске эффективных решений своей проблемы, коллективное отстаивание своих интересов, организация и проведение акций и кампаний, взаимопомощь и обмен опытом на равноправной основе. Атмосфера доверия и поддержки складывающаяся в группе, помогает ощутить в себе силы и уверенность, необходимые для преодоления внутренних и внешних трудностей и для борьбы за свои права. Это особенно важно для людей, которые страдают от дискриминации и враждебного отношения, либо от нежелания государства и общества признать их проблему достойной внимания.

Разумеется, движение групп самопомощи и взаимопомощи способно решить лишь ограниченный круг задач. Во-первых, он не может служить заменой эффективной сети социальных, медико-психологических и других служб, как государственных, так и общественных. Во-вторых, люди с общим опытом (ситуацией, проблемой), могут не иметь возможностей или желания участвовать в деятельности взаимопомощи. Тем не менее они доказали, что могут эффективно дополнять существующие государственные и общественные системы поддержки и изменять к лучшему жизнь многих людей.

Способствуя созданию и развитию взаимопомощи, специалист осуществляет возложенную на него миссию, ибо, согласно этическим стандартам, провозглашенным Международной Федерацией социальных работников, последние «все свои знания и навыки обязаны направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии».

Подводя итог вышесказанному относительно технологии само- и взаимопомощи, подчеркнем, что она оперативное средство социальной политики, позволяющее одновременно с исследованием социальной действительности в целом оказывать содействие семьям, имеющим детей в их самореализации, самопомощи и саморазвитии, создании общественных объединений, в том числе на альтернативных социальным службам началах.


Другие материалы:

Пути решения проблемы постарения населения
Рост доли пожилых и старых людей в составе населения обуславливает необходимость изучения состава этой части, их нужд, потребностей, биологических и социальных возможностей. Демографическое постарение становится государственной проблемой, ...

Наблюдение. Эксперимент
Один из методов социологического исследования — наблюдение, под которым понимается сбор первичной специальной информации путем прямой и посредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место. Наблюдение в ...

Потребности и способности человека
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и по ...