Функции и дисфункции социальных институтов

Социологическая информация » Основные понятия и термины социологии » Функции и дисфункции социальных институтов

Функции могут быть явные и латентные, т.е. скрытые.

Явные:

1. Создание возможностей членами общества удовлетворять разнообразные потребности;

2. Регулирование поведения членов общества в рамках принятых отношений;

3. Поддержание выполнения важных для общества функций; 4. Поддержка сплоченности общества, т.е. интеграция действий, отношений, стремлений.

Явные и латентные функции института образования: Цели:

1. распространение грамотности (Я: увеличение масштабов воспроизводства и потребления знаний; Л: возникает экономика образования и индустрия знаний)

2. приведение характера знаний в соответствии с требованиями сообщества в связи с изменением рынка труда, увеличение специализации(Я: переход к новым технологиям обучения, компьютеризация, развитие абстрактных навыков; Л: дифференциация жизненных шансов по стартовому потенциалу, т.е. по способностям и возможностям обучения).

3. Удовлетворение потребности общества в грамотной и дисциплинированной рабочей силе (Я: социальное нормирование; Л: социальный контроль, дисциплинирование и карание)

4.Достижение равенства возможностей (Я: предоставление равных возможностей детям из разных социальных классов; Л: проявление и воспроизводство социальное неравенство)

5. Достижение гендерного равенства (Я: предоставление равных возможностей обучения мальчикам и девочкам; Л: проявление и воспроизводство гендерного неравенства, гендерная стратификация)

Иногда, в результате изменений, ктр. происходят в обществе, соц. Институт перестает удовлетворять потребность, либо потребность, ктр. он удовлетворяет перестала быть актуальной для общества, тогда вместо пользы соц. Институт начинает приносить вред – это называется дисфункцией. Состояние институтов является индикатором соц.стабильности всей общественной системы.


Другие материалы:

Эмпирическое исследование региональной социальной политики в отношении детства. Ход исследования
Проанализировав отчетные данные Правительства Калининградской области о реализации социальной политики в отношении детства, мы переходим к оценке ее эффективности в нашем регионе. Целью нашего эмпирического исследования является: оценить ...

Понятие индекса развития человеческого потенциала
Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и ...

Основная часть
Относительно других республик Северного Кавказа Кабардино-Балкария производит впечатление республики с довольно низким уровнем конфликтности. Однако в рамках данного территориального образования имели место серьезные попытки дестабилизаци ...