Группы самопомощи и взаимопомощи в социальной работе. Понятие
«группа». Классификация группСтраница 2
Группы учебные – это формальные группы, создаваемые специально для осуществления учебно-воспитательной работы в учебном или специализированном учреждении.
Группы психокоррекционные – это небольшие временные объединения людей, обычно имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного взаимодействия, личностного научения, роста и самораскрытия (например, облегчение выражения эмоций; порождение ощущения принадлежности к группе; обязательность самораскрытия; опробывание новых видов поведения и др.). по функции руководителя и эмоциональной стимуляции выделяют следующие виды психокоррекционных групп: аффективные; рациональные; группы центрированные на руководителя; группы тренинга умений; группы встреч; гештальтгруппы; группы телесной терапии; психодрама; группы танцевальной терапии; группы терапии искусством и др.[1]
Группы самопомощи. Помощь, которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участник группы представляет свой случай, который группа обсуждает, помогая ему рационально осознать ее сущность, в процессе групповой работы проблема клиента снимается.
В основе группового процесса лежат принципы самоусовершенствования через развитие самосознания, которое должно привести к улучшению социального функционирования и принятию необходимых общественных норм.
Группа организуется на принципах поддержки и демократического участия. Основные стратегии группы самопомощи можно представить в следующей последовательности:
- Обеспечение принятия групповой принадлежности;
- Обеспечение адекватного понимания всеми проблемы или состояния;
- Обеспечение возможности для всех обсуждать проблемы, разделять чувства, осуществлять поиск решения поставленных задач;
- Обеспечение возможности брать ответственность в группе;
- Обеспечение возможности расширять группы самопомощи на ближайшее окружение.
В качестве примеров можно привести группы Анонимных алкоголиков (клиенты страдающие алкогольной зависимостью), Анонимных депрессантов (инвалиды, страдающие депрессиями), Анонимной семьи (родители, имеющие детей инвалидов) [18].
- по возрастной принадлежности. На основании возрастной периодизации выделяются следующие виды групп: группы дошкольников, младших школьников, подростков, студентов, молодежи, группы среднего возраста, зрелого возраста и др.
Таким образом, в соответствии с принятой классификацией существует огромное количество видов групп возникающих в результате взаимодействия людей друг с другом и представляющих определенную ценность для каждого конкретного человека.
Другие материалы:
Социология классов и классовой борьбы.
Социологическая теория марксизма включает в себя системный анализ классов, социальных отношения и классовой борьбы. По Марксу, принадлежность человека к классу, его социальные интересы обусловлены, прежде всего, экономическими отношениями ...
Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России
В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозна ...
Индивидуальная помощь в жизнедеятельности воспитательных
организаций
Индивидуальная помощь человеку в воспитательной организации становится необходимой и должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач.
Достаточно условно можно выделить группы возрастных ...