Группы самопомощи и взаимопомощи в социальной работе. Понятие
«группа». Классификация группСтраница 2
Группы учебные – это формальные группы, создаваемые специально для осуществления учебно-воспитательной работы в учебном или специализированном учреждении.
Группы психокоррекционные – это небольшие временные объединения людей, обычно имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного взаимодействия, личностного научения, роста и самораскрытия (например, облегчение выражения эмоций; порождение ощущения принадлежности к группе; обязательность самораскрытия; опробывание новых видов поведения и др.). по функции руководителя и эмоциональной стимуляции выделяют следующие виды психокоррекционных групп: аффективные; рациональные; группы центрированные на руководителя; группы тренинга умений; группы встреч; гештальтгруппы; группы телесной терапии; психодрама; группы танцевальной терапии; группы терапии искусством и др.[1]
Группы самопомощи. Помощь, которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участник группы представляет свой случай, который группа обсуждает, помогая ему рационально осознать ее сущность, в процессе групповой работы проблема клиента снимается.
В основе группового процесса лежат принципы самоусовершенствования через развитие самосознания, которое должно привести к улучшению социального функционирования и принятию необходимых общественных норм.
Группа организуется на принципах поддержки и демократического участия. Основные стратегии группы самопомощи можно представить в следующей последовательности:
- Обеспечение принятия групповой принадлежности;
- Обеспечение адекватного понимания всеми проблемы или состояния;
- Обеспечение возможности для всех обсуждать проблемы, разделять чувства, осуществлять поиск решения поставленных задач;
- Обеспечение возможности брать ответственность в группе;
- Обеспечение возможности расширять группы самопомощи на ближайшее окружение.
В качестве примеров можно привести группы Анонимных алкоголиков (клиенты страдающие алкогольной зависимостью), Анонимных депрессантов (инвалиды, страдающие депрессиями), Анонимной семьи (родители, имеющие детей инвалидов) [18].
- по возрастной принадлежности. На основании возрастной периодизации выделяются следующие виды групп: группы дошкольников, младших школьников, подростков, студентов, молодежи, группы среднего возраста, зрелого возраста и др.
Таким образом, в соответствии с принятой классификацией существует огромное количество видов групп возникающих в результате взаимодействия людей друг с другом и представляющих определенную ценность для каждого конкретного человека.
Другие материалы:
Государственное управление процессами занятости. Государственная политика и стратегия
занятости и ее приоритеты
Государственная политика занятости населения представляет собой систему мер государственного прямого и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики занятости отражают такое состоя ...
Интерпретация понятий в системе объекта
Социальный статус
- соотносительное положение (позиция), занимаемая личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями полом, происхождением и др.
Социализация - ...
Социализация личности
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, социальных норм, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.
3 уровня человека:
1. биологически наследуемые компоненты, т.е. определенные психофи ...