Социализация и ее формы
Страница 2

В процессе социализации человек интернализует (усваивает) не только воспроизводимые образцы поведения (роли отца, матери, сына или дочери), но и обучается различению между "Ты - Я", "Мы - Не-мы". Условием социализации личности является то, что удовлетворение ее потребностей происходит не просто посредством объектов, а предполагает ценности, нормы и символы, которые усвоены личностью (это то самое "Сверх-Я" З. Фрейда, которое Т. Парсонс определил как различение культуры как объект Различаются две основные формы социализации - направленная и ненаправленная. Ненаправленная, или стихийная форма социализации - это автоматическое формирование и развитие определенных социальных качеств в процессе и в результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении (в кругу семьи, коллег по работе, друзей, сверстников). Человек сам как "губка" сознательно и несознательно впитывает все, что происходит вокруг. Стихийная социализация сочетается с направленной. Направленная форма социализации - это специально разработанная обществом или его определенными институтами и организациями система средств воздействия на развивающуюся личность с целью сформировать ее в соответствии с главенствующими в данном обществе ценностями и идеалами. Первичная социализация охватывает период детства. Вторичная социализация занимает более длительный временной промежуток и включает в себя также зрелый и преклонный возраст. Основной канал социализации на этапе младенчества - общение с родителями. Ведущие каналы социализации в детстве:

1) игра, в первую очередь, ролевая игра, которая представляет собой эмоционально-образное воссоздание поведения и действий взрослых, осуществляющееся в игровой форме;

2) обучение и познание мира, которое происходит в основном с помощью учителей и учебников. В юности доминирующая роль в социализации личности принадлежит сверстникам. Приобретение знаний и жизненного опыта из этого источника иногда происходит в конфликте с родителями, образованием. Кроме того, юность характеризуется тем, что на этом этапе социальный опыт не только усваивается, но активно воспроизводится, происходит освоение соотношений между людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Как правило, уже в юности человек формулирует свои основные цели жизни. Человеческая зрелость характеризуется стремлением достигнуть целей жизни и самоутвердиться в различных сферах общества. Происходит самообразование и самосовершенство личности благодаря ее включенности в культуру общества в целом. Старость основывается на подведении человеком итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего, практически, нельзя изменить. В повседневной жизни, нередко можно встретить такие явления, которые можно обозначить понятиями "опережающая" и "запаздывающая" социализация. Об опережающей социализации можно говорить в случае более раннего усвоения социального опыта по сравнению с ровесниками, ускоренного формирования важных базовых способностей (например, вундеркинды). Запаздывающая социализация характеризуется более поздним усвоением социального опыта по сравнению с ровесниками (например, солдаты, проходящие срочную службу в армии). Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности и освоение социального опыта активно продолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Выделяются следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1) социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации;

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Этапы протекания конфликта
Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все ...

Сущность и понятие групп самопомощи и взаимопомощи. Их связь и отличие
Для описания групп самопомощи используются разные термины: «самостоятельная групповая работа», «самостоятельность», «группа самозащиты», «социальные сети поддержки», «способность самостоятельно контролировать свою жизнь», «добровольная се ...

Прогноз качества здоровья населения. Современное состояние здоровья населения России
Для прогноза общественного здоровья необходимо охарактеризовать современную санологическую ситуацию в России. Численность населения страны уменьшается, начиная с 1993 г., и на 01.01.2006 г. она составила 142,7 млн. человек. Низкая рождае ...