Социализация как социально-педагогическое явление

Социологическая информация » Социальная педагогика » Социализация как социально-педагогическое явление

Раньше проблемы образования и способы их раз решения усматривались в развитии разума человек; как основы всякой культуры, теперь же сам разум рассматривается как соответствующий результат социально-культурной эволюции, традиции, изменений социальной среды. Социальная педагогика выступа­ет как разновидность социальной технологии е целе­направленной социальной работе по самоорганиза­ции разумной, продуктивной и нравственной жизни личности.

Социальная педагогика исследует социальное вос­питание всех возрастных групп и социальных катего­рий людей, которое осуществляется в организациях, специально созданных для этого и в тех, для которых воспитание не является основной функцией (предприятие). Разработка ее проблем способствует раз­витию социальной работы, ее превращению в высоко­профессиональную деятельность, которая внесет вклад в связь воспитательных сил общества в целях повышения его культурного уровня.

Социальная педагогика изучает социализацию чело­века как социально-педагогическое явление. Социа­лизация - это процесс формирования личности че­ловека в определенных социальных условиях. В ходе этого процесса человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе и социальной группе.

Социализация - это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвое­ния и воспроизводства культуры общества. Человек, 1роходя этапы социализации (детство, юность, зрелость, старость), меняет социальные роли, приобретает новый статус, изменяет привычный для пройден­ного этапа образ жизни. Каждый раз, переходя на но­вый этап, ему приходится переучиваться. Этот процесс распадается на два этапа: десоциализацию (отучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения) и ресоциализацию (обучение новым ценностям, нор­мам, ролям и правилам поведения взамен старых. Десоциализация и ресоциализация — это две сто­роны одного процесса социализации. Если социализа­ция в детстве и юности шла плавно, равномерно, пред­ставляя собой накопление новых знаний, ценностей, норм, то в зрелом возрасте на первый план выходят Десоциализация (отвержение старого) и ресоциали­зация (обретение нового). Но в экстремальных усло­виях (колония, психиатрическая больница, армия, тюрьма) индивид дезориентируется (отвергает асе старое, не имея возможности обрести новое), так как воспитание и социализация, которые он получил в дет­стве, не могли подготовить его к выживанию в подоб­ных условиях.

Человек выполняет определенную социальную роль в различных видах деятельности: - экономической, общественно-политической, педагогической, культурной, управленческой и т. д. При этом он формируется как творец материальных и духовных благ, является активным субъектом социального отн-ния. Если он не б.вкл-ен ни в один вид д-ти совместно с др.людьми,пр-с соц-ции , форм-ние л-ти, будет не возможным,т.к.соц-ость это форма общ-ого созн-ия и д-ти.


Другие материалы:

Глобальные проблемы современности и пути их решения
Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине ХХ века перед всем человечеством, от решения которых зависит его существование. Проблема предотвращения новой мировой войны. Создание ООН, главной целью которой было ...

Теоретические основы пенитенциарной социальной работы. Предмет и категориально-понятийный аппарат пенитенциарной социальной работы
Прежде, чем рассматривать категориальный аппарат социальной работы, необходимо дать общий анализ пенитенциарной системы. Федеральная служба исполнения наказаний является центральным управляющим органом российской пенитенциарной системы, о ...

Учреждения, социальные службы для безработицы и их семей. Функции социального работника
Очень часто безработным и их семьям требуется помощь. Однако это не означает низведение человека до роли опекаемого и потребителя государственных услуг. Главный принцип здесь - усиление позиций каждого человека. Имеется в виду возможность ...