Последствия и пути решения проблем старения общества. Социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы, связанные со старением населения
Страница 1

Социологическая информация » Старение общества » Последствия и пути решения проблем старения общества. Социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы, связанные со старением населения

Нарастающее постарение населения ставит перед обществом серьезные социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы. Среди них — проблемы рабочей силы, увеличения экономической нагрузки на общество, необходимость учета изменений уровня и характера потребления, проблемы здоровья пожилых, необходимость выделения дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым и многое другое. Правда, следует иметь в виду, что материальные и иные блага, которыми располагает и которые увеличивает своим трудом работоспособное поколение, являются в определенной мере результатом труда их предшественников, нынешних пенсионеров.

Старение населения увеличивает демографическую нагрузку на работающее население, на систему медико-социального обслуживания престарелых и т.д. Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих колебаниях конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения, уровня и структуры занятости на рынке труда, уровня преступности и т.д. Известно, что общей тенденцией воспроизводства населения развитых стран является его постарение. Старение населения влияет на экономику по следующим основным направлениям:

— занятость и качественная структура рабочей силы, включая и занятость пенсионеров;

— пенсионное обеспечение и уровень жизни пожилых людей как значительной (в условиях старения) части всего населения;

—здоровье, организация здравоохранения и социального обслуживания.

Старение населения ведет к постарению рабочей силы, т.е. к увеличению в ней доли возрастов старше 45 лет. Пожилые люди могут сохранять трудовую активность до 80 лет, после этого возраста она практически прекращается. Трудовая активность высока у мужчин и женщин в первые пять лет после выхода на пенсию. Так, в конце 90-х гг. в нашей стране были заняты на постоянной работе более трети женщин-пенсионерок в возрасте 50—54 года и 44% мужчин в возрасте 60—64 года. В возрасте 65—69 лет у мужчин и женщин она резко сокращается до 14%.

Постарение рабочей силы влияет на ее производительность по двум основным направлениям: в связи со стажем работы растут трудовые навыки, опытность и квалификация. В отраслях со стабильной и традиционной профессионально-квалификационной структурой это играет положительную роль. Однако в перспективных отраслях, связанных с научно-технической (информационной) революцией большее значение имеет среднее специальное и высшее образование, умение быстро адаптироваться к изменяющимся технико-технологическим условиям. Этими характеристиками в большей степени обладают молодые люди. Они быстрее овладевают и используют новые достижения науки в производстве, более образованы, более мобильны как в профессиональном, так и в территориальном плане.

Уровень образования вносит положительный вклад в увеличение трудовой активности среди пожилого населения и является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на их занятость, особенно занятость пенсионеров. С одной стороны, образование расширяет спектр рабочих мест, которые могут быть предложены пенсионерам, создает заинтересованность работодателя в сохранении и использовании квалифицированного работника. С другой стороны, образование, особенно высшее, повышая конкурентоспособность работника на рынке труда, одновременно способствует занятию видами деятельности, требующими творчества, то есть приводит к тому, что работа становится одним из обязательных компонентов образа жизни.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы: