Понятие личности и её структураСтраница 2
Чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей. Современная молодёжь, имеющая более высокий уровень образования, чаще разочаровывается в труде, если ей представляют однообразную работу. Ведь чем выше образование, тем выше притязания и как следствие – более затяжной период выбора профессии по своему характеру, складу ума, запросам.
Подавление потребностей любого уровня деформирует личность.
Человек с подавленными потребностями в безопасности общения самореализации неполноценен. Его неполноценность выражается в апатии, в стремлении избежать ответственности. Неполноценный индивид вырастает в силу социальных условий, например, жизни в авторитарном обществе, в пребывании в тюрьме и т.п.
Интерес - это осознанная потребность личности.
Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей.
Понятие ценности - одно из фундаментальных понятий в социологии и других социальных наук. Им широко пользуются философы, политологи, психологи, культурологи, экономисты, историки, правоведы, представители других отраслей обществознания. Каждая из наук вкладывает в это понятие свой, как правило, особый смысл, отражающий те или иные стороны этого сложного социального явления. Социология в первую очередь рассматривает ценности как связующее звено между поведением личности, социальных групп и общества в целом.
Ценности - это то, в чем человек нуждается и чего у него нет, то что, в избытке мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим.
Капитал, земля, полезные ископаемые, рабочая сила – основные ценности экономики любого общества. Экономика и есть учение о том, как рационально распоряжаться этими ценностями.
Социальные ценности – это то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности.
Если потребность и интерес – побудительная сила, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне.
Ценности бывают самыми разными – материальными и духовными, вполне земными и очень отстранёнными (хлеба и зрелищ).
Для голодного человека хлеб – наивысшая ценность.
В разные периоды развития общества у него преобладают те или иные ценности: отсутствие продуктов в магазинах – ценность: хлеб и мясо; отсутствие товаров народного потребления: обувь и одежда. Высокая преступность: правопорядок, гарантия жизни.
Шкала ценностей человека - стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность, а не просто индивида в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется, и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в качестве наиважнейших. Прежде всего, это этические и религиозные ценности: патриотам, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей.
Ценностей нет у животных и младенцев. Стало быть, они биологически не наследуемы, они приобретаются в обществе - в ходе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Роль ценностей в человеческом обществе огромна. Они выполняют самые разные функции: регулируют социальные отношения и взаимодействия людей; проявляют себя в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества и т.д. Но одной из главных занятий ценностей – служить мотивом поведения. Человек стремиться добывать то, в чем нуждается, что ценит, соответственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причем ориентирует сознательно.
Мотив - внутренний побудитель человека к действию. Выделяют различные виды мотивов:
· по значимости для жизни и развития человека: биологически важные и производные от них;
· по источнику побуждения: продиктованные извне и внутренне рожденные;
· по социальной направленности: желаемые, нормативные, запретные.
Итак, в структуре личности в единое целое увязаны потребности, интересы, ценности и мотивы. Становление же личности происходит в процессе социализации.
Другие материалы:
Психология старения
Наиболее заметные изменения в работе мозга во время старения заключаются в ухудшении краткосрочной памяти и увеличении времени реакции. Оба этих фактора ограничивают возможности для нормального существования в обществе и являются объектом ...
Римский клуб и его роль в исследовании социального
прогнозирования
Римский клуб, получивший название по месту своей штаб-квартиры, был создан в 1968 г. по инициативе А. Печчеи, итальянского промышленника, члена правления фирм “Оливетти” и “Фиат”, председателя Комитета Атлантической экономической кооперац ...
Трансформация семьи и родительских ценностей в современных условиях (на
примере малого города)
Актуальность исследования современного состояния института семьи обусловлена кардинальными изменениями всего российского общества, которые самым непосредственным образом затронули его традиционные устои. Социальное положение семьи остаётс ...