Научная несостоятельность расистских доктрин
Страница 1

РАСИЗМ

— совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас, решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, исконном разделении людей на высшие и низшие расы.

Можно сказать, что первые попытки доказать превосходство одних людей над другими начали предприниматься со времен Великих Географических открытий.

Поиски новых рынков сбыта, погоня за наживой привели к за­хвату колоний, разделу и переделу мира. Открытие Америки Ко­лумбом в 1492 г. повлияло на дальнейшую историю не только народов Америки. На­чалась активная колонизация Американского. Азиатского и Аф­риканского континентов.

В результате жестокой колониальной политики были истреб­лены целые народы. Во время открытия Америки этот материк заселяло около 20 млн индейцев. Ныне коренных жителей на­считывается всего 800 тыс. Колонизация Америки обернулась трагедией и для народов Африканского континента. Уменьшение численности американ­ских индейцев уже на первых этапах колонизации привело к не­хватке рабочей силы, которая стала пополняться за счет приво­зимых рабов. Первая партия рабов из Африки была доставлена примерно в 1510 г. С 1521 г. торговля неграми велась системати­чески. В XVII—XVIII вв. их численность возрастает, и они становятся одной из основных этнических групп и важнейшей производительной силой Америки.

Христиан­ская религия признавала всех людей равными перед богом. Но в эпоху Великих географических открытий утверждалось, что со­временные люди являются потомками библейского Ноя, у кото­рого, по преданию, было три сына—Сим, Хам и Яфет. Они яко­бы и были родоначальниками трех больших рас человека. Люди белой расы признавались потомками любимого богом Яфета, отсюда их право господствовать над другими расами. Предста­вители монголоидной, желтой, расы провозглашались потомка­ми Сима, а чернокожие народы — проклятого богом Хама.

С 1844 г. расизм становится государственной политикой США. Невозможность признания равноправия негров американские политики обосновали с помощью своего антрополога С. Мортона. на том основании, что негры якобы пред­ставляют собой низшую породу людей.

Развитию расистских доктрин способствовало отсутствие стройной теории расоведения.

На рубеже XVIII—XIX вв. в трактовке происхождения рас мнения разделились. Одни ученые, моногенисты

, считали, что существует видовое единство человечества, а расы в силу их близости по главным признакам есть лишь подвиды. Полигенисты утверж­дали, что между расами существуют значительные биологи­ческие различия, и считали каждую расу отдельным видом человека. Моногенизм того времени был построен на цер­ковной традиции, выводившей корни рода человеческого от Ада­ма и Евы. Ученые, выступавшие против библейских догматов, становились на позиции полигенизма. Французский ученый XIX в. Вирей делил человеческий род на 2 вида и считал библейского Яфета родоначальником первого из них, т. е. светлокожих, а библей­ского Хама — чернокожих народов. Бори де сен Венсан в пре­делах человеческого рода выделил 15 видов, т. е. рас.

Некоторые ученые, отрицая видовое единство человечества искали истоки различий в ранних предковых формах вплоть до исходных линий млекопитающих и связывали происхождение человеческих рас с разными ископаемыми видами древних чело­векообразных обезьян. Из этого учения следовал вывод, что ра­сы, находясь на разном уровне эволюции, неравноценны биоло­гически. Это направление получило название полифилии (гр. phylon— племя, род). В 60-х гг. XIX в. немецкий ученый К. Фогт утверждал, что американские индей­цы происходят от американских обезьян, а негры от африканских.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Концепция личности Фрейда
Другой образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (1856—1936), рассматривавшего человека как систему нужд, а общество — как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) с ...

Подростковая субкультура в системе современного информационно-техногенного общества. Общая характеристика подростковой субкультуры
В общем смысле под субкультурой понимают систему ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает ...

Функционализм, аналитическая теория конфликта и теория мировых систем
Теоретики структурного функционализма, теории конфликта и неомарксистской теории мировых систем прибегают к одинаковому процессу анализа, обращаясь к вопросу о гендере в рамках общего теоретического описания крупных социальных явлений. Во ...