Теория рационализации Вебера в социологических трактовках политики и религии. Социология власти
Страница 3

Социологическая информация » Социология М. Вебера. Концепция социального действия » Теория рационализации Вебера в социологических трактовках политики и религии. Социология власти

Данную проблему Вебер не сводит к ее экономическому аспекту. Страна, в которой утверждается политический плюрализм, сталкивается со сложностями, вызванными коррупцией партийно-политического характера, когда «партийными вождями за верную службу раздаются всякого рода должности в партиях, газетах, товариществах, больничных кассах, общинах и государствах. Все партийные битвы суть не только битвы ради предметных целей, но прежде всего также и за патронаж над должностями»[15].

Как видим, проблема эта не специфически российская, и, стало быть, можно и нужно использовать веберовские социологические рекомендации по ее нейтрализации. Для этого надо признать, что бюрократия, как функциональный элемент управления, есть атрибут государства, отделяющегося от господства одной социально-политической силы. Если мы хотим утвердить политический плюрализм с равноправием всех партий, то их лидеры должны осознать, что в общих интересах постепенно сформировать, поддерживать и беречь новый социальный слой — современное чиновничество.

Ориентация на этот идеальный тип избавила бы от массовых иррациональных перемен в государственных институтах после очередных выборов, отчего в конечном счете общество несет большие материальные и духовные потери.

Партийно-политическую коррупцию можно нейтрализовать еще и разделением функционально государственной бюрократии и партийных лидеров. «Подлинной профессией настоящего чиновника . — замечает Вебер, — не должна быть политика. Он должен «управлять» прежде всего беспристрастно — данное управленческое требование применимо даже к так называемым «политическим» чиновникам . Политический чиновник не должен делать именно того, что всегда и необходимым образом должен делать политик — как вождь, так и его свита, — бороться»[16]

.

Рациональным властным отношениям должны быть адекватны средства их достижения. По Веберу, потенциал движения к рациональной власти может проявиться лишь на основе осознания приоритетности эволюционных изменений в политической жизни, объективной взаимозависимости индивидов и разных статусных групп. Только на этом пути способна возникнуть совершенно новая по сути политическая борьба между партиями как важнейший инструмент добывания истины, выработки наиболее рациональных программ развития страны. Однако рациональная власть отнюдь не тождественна слабовластию, тем более ее бессилию. Чтобы обеспечить рациональность управления, государство, как отмечает Вебер, должно быть институтом, обладающим «монополией легитимного физического насилия». Единственным источником «права» на насилие считается государство, хотя насилие отнюдь не является нормальным или единственным средством государства. Но оно, пожалуй, специфическое для него средство, отмечал М. Вебер.

Страницы: 1 2 3 


Другие материалы:

Актуальные проблемы семейных отношений
Проходит свадьба, наступают будни реальной жизни, - и тогда оказывается, что свои судьбы соединили совершенно незнакомые друг другу люди. Какова же судьба такого брака? Для того чтобы ответить на этот вопрос, более правильным вопросом для ...

Стратегии отношения к конфликтам
Различают следующие стратегии: · Уход (попытки отклониться от конфликта) · Отмена (попытка ликвидировать противоречия, вызывающие конфликт) · Подавление (ликвидация оппонента) Данные стратегии обычно характеризуют как нерациональны ...

Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника
Слово "акмеология" восходит к древнегреческому "акме", происходящему, в свою очередь, от слова "ахis" ("острие") и означающему "высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора"; "еn аkm ...