Деятельность учреждений социального призрения.Страница 1
Во второй половине XIX в. сложилась система общественного призрения, которая отражала основные тенденции благотворительного движения в Российской империи, хотя и не с таким размахом, как это было свойственно столичным регионам. Социокультурная ситуация в российской провинции отличалась многообразием форм и проявлений.
Общей целью открытия всех приютов являлось стремление оказать помощь неимущим родителям, дать образование и воспитание детям. В приюте получали начальное образование, приобретали практические знания и умения необходимые для самостоятельной жизни.
Расходы на приюты уплачивались из процентов, приходившихся на капиталы Общества содержавшихся в ценных бумагах и пожертвования. В среднем в год на одну девочку тратилось 90 рублей, а на мальчика 66 рублей. Со временем при сохранении относительной численности воспитанников расходы на содержание детей росли. В 1905г. на одну девочку в год истрачено ─ 113 рублей, на мальчика 93 рубля[16,с.52].
Существуют примеры, когда общественные заведения переходили под контроль благотворительных ведомств. Так, Обоянский детский уездный приют был открытый в 1894г., через десять лет своего существования из-за нехватки финансовых средств перешел в Ведомство учреждений императрицы Марии[9,с.156].
Вторым по значимости было Общества Красного Креста. В Воронеже местное управление открыто в 1872г., а комитеты существовали во всех уездных городах. С 1875г. в Курске стало действовать управление Российского Общества Красного Креста и его комитеты. Организация и содержание больных и раненых производилась на средства местного управления Красного Креста и добровольные пожертвования частных лиц и обществ.
Инициатива учреждения в Воронежской и Курской губерниях общин сестер милосердия принадлежала главному военно-медицинскому управлению. Они были организованы в 1893г. Учебная программа предусматривала изучение гигиены, анатомии, хирургии, физиологии, терапии, закона божьего. Курс обучения рассчитан на один год (в объеме курса и практических занятий, установленных правилами МВД и программ Главного управления Российского Общества Красного Креста от 19 февраля 1882г.). В отличие от Воронежской Общины сестер милосердия в Курской сестры имели возможность проходить стажировку при своей больнице, а не в Губернской земской больнице.
В Воронежской губернии в 1817г. был основан Попечительный о бедных Комитет Императорского Человеколюбивого общества. Круг деятельности Комитета включал в себя разнообразные направления: помощь пострадавшим от стихийных бедствий и несчастных случаев, выкуп из тюрем должников, помощь в сборе приданого бедным девушкам, помощь в похоронах неимущим, оказание помощи недееспособным, воспитание и обучение детей, организация работ или трудоустройство безработных вплоть до снабжения их необходимым материалом и сбытом готовой продукции, выплата пособий во время эпидемия. Крупным направлением в деятельности отделения Попечительства о бедных являлась работа Женского благотворительного отделения. Особенное внимание уделялось развитию женского труда и оказанию помощи в сбыте готовой продукции.
Попечительство о Домах Трудолюбия и работных домах были представлены во многих губерниях, где занимались изготовлением картонных коробок, пакетов, конвертов и других канцелярских товаров, печатным делом. Содержался Дом на средства от продажи изделий, поденных работ[11,с.114].
Преобразования 60-х – 70-х гг. ХIХ в. привели к возникновению новых органов власти на местах – земств. Трудности в работе данных учреждений были связаны с дефицитом финансовых средств, наличием бюрократических проволочек, с перечислением денег с банковского счета, ранее принадлежавшего Приказу общественного призрения. Материальные средства заведений складывались из недвижимых имуществ, капиталов, пожертвований, пошлин, штрафных и пенных денег, кружечных сборов, процентов от карточных игр, обязательных пособий от городов и земств, субсидий Государственного казначейства.
В ведении губернских земств находились и приюты для подкидышей. Содержались приюты за счет губернского земского сбора. В приюте дети находились около двух месяцев. Затем их отдавали на усыновление к опекунам. Опекуны, бравшие детей на воспитание, получали установленную плату. Существовали случаи вымогательства денег с опекунов. В результате многочисленных жалоб, поступавших от крестьян на священнослужителей, наблюдение за приемными родителями передалось губернским и уездным гласным и мировым судьям.
Другим направлением в работе земств по социальному призрению детей являлось создание приютов-яслей на летнее время. Их создание связано с высокими показателями детской смертности. На создание и содержание каждого приюта-яслей Губернская земская управа выделяла 250 рублей. Для уменьшения расходов на содержание призреваемых практиковалось вместо предоставления места в богадельне назначать денежное пособие.
Другие материалы:
Теоретическое исследование социальной политики в
отношении детства. Сущность
социальной политики и ее основные направления
Прежде чем перейти к проблеме социальной политики в отношении детства, мы рассмотрим сущность самого понятия социальная политика.
Наша страна - это обширная территория с многонациональным населением. И на сегодняшний день существует огро ...
Экспертная информация -
данные, полученные с помощью опросов экспертов
Наряду с опросами населения важнейшим источником социальной информации являются опросы экспертов. Они используются для сбора информации по наиболее сложным проблемам, касающимся направлений трансформации экономики и общества. Такого рода ...
Приложения
Таблица 1
Типология семьи
Родительские функции
Потребности и задачи в период жизненного цикла
Типичные проблемы и кризисы
Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем
Подготовка к ролям отца и матери; адаптация к новому ...