Взаимодействие русских и татар в Татарстане: вопросы религии, культуры и быта
Страница 1

Социологическая информация » Взаимодействие русских и татар в Татарстане - вопросы религии, культуры и быта » Взаимодействие русских и татар в Татарстане: вопросы религии, культуры и быта

Волжско-Уральский регион, кроме всего прочего, интересен тем, что основу его населения составляют самые многочисленные народы России (русские, татары, башкиры, чуваши и др.) и в этом плане он в миниатюре дает этническую картину страны в целом. Самая крупная этническая группа в РФ – это русские (81% всего населения), далее идут татары (около 4%). Башкиры и чуваши составляют около 1% населения страны.

Для адекватного анализа специфики взаимоотношений между этими народами необходимо рассмотреть национально-психологические особенности каждого этноса.

Русские входят в число восточнославянских народов. По мнению историков, этот этнос сформировался в начале 17 века. В плане культурного наследия это один из богатейших народов, создавших свою неповторимую культуру и ее материальную основу – русский язык, который, по свидетельству многих исследователей, является одним из самых сильных и богатых из живых языков мира.

В истории этого народа было множество войн, в которых русские были вынуждены бороться за свою независимость. В этих условиях проявлялись воинская доблесть, отвага и патриотизм. Даже враждебные славянам иноземцы признавали, что этот народ отважен до безумия, храбр и силен.

Важные черты русских – человеколюбие и терпимость, высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, неприхотливость и др. Испокон веков русский народ славился хлебосольством и гостеприимством. Однако М.Г. Рогов и С.П. Дырин [10] отмечают такую особенность ментальности народа, как стремление уйти от ответственности, ориентированность на подчинение сильной власти. По мнению авторов, эта специфика является одной из базовых характеристик менталитета среднего россиянина и не как простое следствие социалистического этапа российской истории, скорее наоборот, победа большевиков в России была обусловлена этим извечным поиском покровительства, свойственным русскому человеку. Данная мысль подтверждается высказыванием известных российских философов Н.А. Бердяева и В.В. Розанова, которые отмечают некое «женское начало» российского менталитета, проявляющееся в стремлении избежать ответственности и подчиниться сильной власти.

О подчинении русских власти говорил также Ф. Энгельс, сравнивая их с западноевропейцами. При этом он отмечал, что русские никогда не поддаются панике, хорошо сложены, обладают хорошим здоровьем, могут пить и есть почти все, но в то же время нетребовательны и удивительно послушны.

С другой стороны, тот же Н.А. Бердяев [3] пишет, что при всей своей покорности и долготерпении Россия одновременно и самая анархическая страна в мире. Русский человек, возлагая на власть ответственность за решение собственных жизнеполагающих вопросов, в то же время не уважает власть, не испытывает к ней того пиетета, который свойственен, к примеру, восточным культурам.

Татары как нация сформировались во второй половине 19 века, когда многие локальные этнонимы (моселман, казанлы, болгар, мишэр и др.) консолидировались и стали называть себя татарами. На сегодняшний день татары обычно делятся на волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских татар. Как отмечалось выше, это крупный этнос, занимающий по численности в Российской Федерации второе место после русских.

Татары – целостная и сплоченная в культурном отношении этническая общность. Всех их отличает сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, с высоко развитым и ярко проявляющимся чувством национального самосознания и собственного достоинства.

Татарский язык входит в так называемую кыпчакско-булгарскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. Традиционная религия татар – ислам суннитского толка, за исключением небольшой по численности группы христиан - кряшен, обращенных в православие в 16-17 веках.

И русские, и татары являются урбанизированными нациями.

Башкиры (башкирцы) также являются тюркским народом, по своему языку очень близким к татарскому. Согласно башкирским народным преданиям, они поселились на своих нынешних землях примерно 1000 лет назад. О башкирах как о самостоятельном народе упоминают уже арабские и персидские путешественники 9 – 13 веков. Есть разногласия между учеными относительно происхождения башкир. Некоторые историки считают их финно-угорским народом, впоследствии принявшим монгольский тип, другие производят их от булгар. Существует мнение, что этот народ является родоначальником мадьяр. В.М. Флоринский приходит к выводу, что башкиры – племя тюркского происхождения, весьма близкое татарам.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Киберсоциализация
Киберсоциализация человека (виртуальная компьютерная социализация личности) есть локальный процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве Internet-среды, то есть в пр ...

История становления социологии права.
Становление социологии права как науки обычно связывают с именами французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917) и австрийского юриста Евгения Эрлиха (1862-1922). В своих исходных посылках авторы руководствовались трудами О ...

Взаимодействие русских и татар в Татарстане: вопросы религии, культуры и быта
Волжско-Уральский регион, кроме всего прочего, интересен тем, что основу его населения составляют самые многочисленные народы России (русские, татары, башкиры, чуваши и др.) и в этом плане он в миниатюре дает этническую картину страны в ц ...