Взаимодействие русских и татар в Татарстане: вопросы религии, культуры и быта
Страница 2

Социологическая информация » Взаимодействие русских и татар в Татарстане - вопросы религии, культуры и быта » Взаимодействие русских и татар в Татарстане: вопросы религии, культуры и быта

К психологическим характеристикам башкир можно отнести исполнительность, аккуратность, высокую психологическую устойчивость в экстремальных ситуациях, неприхотливость, некоторую замкнутость в общении, высокое чувство ответственности, выражающееся в башкирской пословице «Умел дать клятву, умей и сдержать ее».

Следует отметить, что русские, татары и башкиры имеют длительный опыт совместного проживания на территории Волжско-Уральского региона. Многочисленные повороты истории России в равной степени затронули судьбы всех трех народов, что не могло не сказаться на общности ряда их характеристик и ментальности. Так, Б.С. Алишев в своем исследовании ценностей татар и русских, говорит, что, несмотря на этнокультурные различия (язык, культура, религия и т.д.), в глубинных (ценностных) основаниях рассматриваемых культур нет принципиальных различий, которые ставили бы между ними непреодолимые барьеры.

Однако при всем сходстве образа жизни и политико-экономических условий, все же отмечаются различия в их ценностно-мотивационной сфере, системе отношений и других социально-психологических характеристиках. Согласно исследованиям Б.С. Алишева, о котором говорилось выше, в структуре ценностей молодых людей русской национальности заметен определенный уклон в сторону «романтических» ценностей (природа, дружба, справедливость, свобода и др.), тогда как татары в целом демонстрируют большую приземленность и практичность.

Данное исследование еще раз подтверждает тезис о том, что даже при сходстве внешних условий существуют различия, обусловленные влиянием культурного своеобразия конкретного народа. Как отмечал Г.Г. Шпет, каждый член группы в большей или меньшей степени несет в себе духовную коллективность, известную под названием традиций, преданий, которые также можно рассматривать как систему духовных сил, определяющих настоящие переживания, впечатления и реакции индивида.

Целью исследования был анализ специфики отношений между татарами, башкирами и русскими. Исследование проводилось в республиках Татарстан, Башкортостан и в Кировской области. В них приняли участие представители татарского, башкирского и русского этносов. Целью исследования было изучить эмоционально-оценочное отношение этих этнических групп друг к другу. Для этого нами были использованы методики «Семантический дифференциал» и тест диагностики межличностных отношений Т. Лири. Согласно исследованиям, представители татарского, русского и башкирского этноса в целом положительно относятся друг к другу. 91% опрошенных башкир и русских выказали симпатию по отношению к татарам, 97% русских и татар продемонстрировали позитивное эмоционально-личностное отношение к башкирам. Что касается русских, то положительное отношение к ним выразили 84% опрошенных татар и башкир. Другими словами, в целом напряженности и интолерантности между представителями этих народов не наблюдается, что, видимо, объясняется длительной историей их мирного сосуществования и отсутствии ценностно-культурного конфликта.

Результаты исследования по тесту Т. Лири показали, что, по мнению представителей других этносов, башкиры являются достаточно энергичными людьми, стремящимися к лидерству. При этом они могут быть строги в оценках, откровенны и прямолинейны в отношениях с окружающими. Они демонстрируют скрытность и замкнутость при вербальных контактах. Однако в ряде ситуаций могут уступить и не проявлять активности во взаимоотношениях.

В социально-психологическом портрете татар выделяются такие черты, как лидерство и энергичность, самоуважение, а также склонность к соперничеству и критичность.

Русские, по мнению представителей других этногрупп, также несколько авторитарны, склонны к соперничеству, прямолинейны и строги в оценках.

То есть, как видим, профили всех трех этнических групп достаточно похожи по показателям авторитарности, эгоистичности, агрессивности и подозрительности. Показатели по доминированию у всех оказались выше, чем показатели дружелюбия. Это может свидетельствовать о том, что существует некоторое напряжение во взаимоотношениях, проявляющееся в борьбе за лидерство и желании защитить собственные интересы.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Образование как социальный институт общества
Образование — это организованный систематизированный процесс и система специальных учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное (общее) и профессиональное обучение и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение ...

Практическая часть
С целью изучения фармакоэкономического рынка лекарственных средств для социально-незащищенных групп населения, мною был проведен социалоги-ческий опрос среди посетителей аптек Луганской области, а именно: Аптека №249 - г. Брянка, пос. Ве ...

Семья как пространство жизнедеятельности. Понятие и сущность семьи
Семья — первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает ...