Особенности
внутрисемейных отношений в семьях с созависимостьюСтраница 3
"Отношение матери к подростку глазами самого подростка".
Данная позиция включает такие признаки как: негативное отношение к подростку, директивность требований, недоверие и отчуждение.
"Отношение подростка к матери" включает следующие значимые признаки: общность интересов, доверительность отношений, авторитет матери. Первые два фактора относятся к взгляду матери на семейные отношения, а вторые два - к мнению подростка о родительско-детских отношениях в семье.
Исходя из изложенного, подчеркиваются следующие черты семей, для которых характерно формирование феномена созависимости.
Первую группу, наиболее многочисленную, составляют семьи:
с нарушением воспитания по типу гиперпротекции и недостаточности запретов;
с характеристиками отношения матери к семейной роли как зависимому состоянию, доминирование матери, неудовлетворенность ролью хозяйки дома, самопожертвование в роли матери;
с особенностями контакта и эмоциональной дистанции между матерью и подростком, для которых характерно подавление внесемейных влияний, активности ребенка, что свидетельствует об излишней концентрации матери на его проблемах. В таких семьях родительско-детские взаимоотношения строятся по принципу либо потворствующей, либо доминирующей гиперпротекции. Подросток в такой семье находится в центре внимания, семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.
Вторую группу составляют семьи со следующими особенностями:
с нарушениями воспитания по типу гипопротекции, с недостаточным удовлетворением потребностей ребенка и действием таких психологических причин как неразвитость родительских чувств, проекция нежелаемых качеств на ребенка;
с особенностями контакта и эмоциональной дистанции между матерью и подростком как уклонение от контакта с ребенком.
В данных семьях родительско-детские взаимоотношения строятся либо по типу гипопротекция, либо по типу эмоционального отвержения. В первом случае ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. В основе второго типа лежит осознаваемое, а чаще неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо отрицательными моментами в жизни родителей. Ребенок ощущает себя помехой в жизни родителей, устанавливающих большую дистанцию в отношениях с ним [9, 145].
Следовательно, родительско-детские отношения в семьях наркозависимых подростков носят дисгармоничный характер. Отмечается нарушение эмоционального контакта между матерями и подростками, что в последующем определяет формирование эффекта созависимости.
Нарушенные, дисгармоничные внутрисемейные отношения являются одной из базовых причин становления аддиктивного поведения у подростков. Эти отношения могут значительно деформироваться в связи с наркотизацией подростка.
1. Для семей наркозависимых подростков в большей степени, чем для группы здоровых, характерны такие нарушения воспитания как гипопротекция, недостаточность запретов, недостаточность обязанностей и санкций, применяемых к подростку.
2. Наиболее часто встречающиеся психологические причины нарушений воспитания в семьях наркозависимых подростков - это неуверенность матери в вопросах воспитания, страх утраты ребенка и проекция на ребенка нежелаемых качеств.
3. Особенностями отношения созависимых матерей подростков-наркоманов к своей семейной роли являются ограниченность женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье и стремление к сверхавторитету родителей.
4. В созависимых семьях доминируют следующие особенности эмоционального контакта между матерями и подростками: раздражительность и авторитарное подавление матерью активности подростка.
5. Взаимоотношения в созависимых семьях характеризуются как автономное, параллельное существование матери и подростка с зависимостью, а также непоследовательность воспитательных воздействий со стороны родителей по отношению к подростку.
Динамика созависимого состояния в семье наркотизирующегося подростка [17, 128].
Первые пробы наркотиков и становление зависимости от них кардинальным образом меняют направленность профилактической работы с родителями и семьей в целом, потому что они никогда не остаются только проблемой ребенка, а всегда затрагивают всю семью.
Другие материалы:
Гуманистическая сущность социальной работы
В большинстве стран с различными специфическими социально-культурными и экономическими условиями труд социальных работников не является высокооплачиваемым. Поэтому гуманистические убеждения и идеалы, альтруистическая направленность личнос ...
Роль социальной работы в защите населения
Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.
В настоящее время социальная работа рассматривается ка ...
Деятельность социального работника в оказании помощи
безработным
Психотерапия и психокоррекция
Учетом и регистрацией безработных, расчетом размеров пособий для них занимаются сотрудники служб занятости. Деятельность социального работника должна заключаться, прежде всего, в оказании психологической пом ...