Особенности социальной работы с различными категориями осужденных. Социальная работа с лицами, имеющими алкогольную и наркотическую зависимость
Страница 6

Социологическая информация » Социальная работа с различными категориями осужденных в пенитенциарной системе » Особенности социальной работы с различными категориями осужденных. Социальная работа с лицами, имеющими алкогольную и наркотическую зависимость

Продуктивным оказывается антинаркотическое направление, ориентированное на выявление тех человеческих потребностей, которые могут быть удовлетворены приемом наркотиков. В числе актуальных проблем подросткового периода входят: осознанное или неосознанное стремление к риску, новому опыту самопознания, признанию другими, желанию устранить психический или физический дискомфорт. На основе этих потребностей могут быть выработаны действенные альтернативы потребления наркотических средств. Предоставление возможности лицам, подверженным риску вовлечения в употребление наркотиков, заняться другой деятельностью. Это может оказаться более эффективным, чем просто лечение уже употребляющих наркотики. Примеры альтернативной деятельности: религиозной, творческой, культурной, туризм, путешествия, участие в групповой деятельности.

Необходима стратегия предупреждения наркомании, включающая выявление групп риска, анализ кризисных ситуаций в молодежной среде и предложения по социально приемлемым способам разрешения ситуации. Одним из важных направлений первичной профилактики является выявление по соответствующим критериям групп риска. Эти группы целесообразно выделять для проведения дифференцированной целенаправленной профилактики. Критерии, идентифицирующие принадлежность к этим группам, могут касаться биологических аспектов, личностных характеристик или социально-психологических факторов.

Помимо общей профилактической работы, существует и индивидуальная профилактическая работа. Основная ее цель - принять исчерпывающие меры к тому, чтобы молодежь и несовершеннолетние не приобщались к наркотикам или же полностью отказались от их употребления. Успех в индивидуальной профилактике наркомании во многом зависит от всестороннего и глубокого анализа мотивов приобщения к наркотику, личности подростка, а также объективной оценки микросреды несовершеннолетнего, семейной обстановки, тщательно продуманного планирования мероприятии.

Эти мероприятия должны предусматривать наиболее полное выявление начинающих потребителей наркотиков и принятие к ним комплекса мер индивидуального профилактического воздействия: посещения места жительства, проведение с ним бесед, осуществление совместной работы с медицинскими учреждениями, учебными и трудовыми коллективами, общественными организациями, постоянный контакт с семьей потребителя наркотиков и другие мероприятия. Внешние признаки внешности и состояния подростков от потребления наиболее распространенных наркотиков должны знать не только сотрудники органов внутренних дел, но и родители, социальные работники занимающееся этой проблемой, воспитатели, преподаватели (педагоги, администрация учебных заведений, общественные воспитатели и т.д.).

Важна роль в реабилитации наркомана отбывающего наказание – родителей. Чаще всего родители идут на поводу у своих детей поощряя бесконечными посыпками иждивенческие настроения. Необходимо взаимодействие родителей и специалистов, работающих с осужденными наркоманами. Трудотерапия должна быть более разнообразна, необходимо давать как можно больше знаний о возможно заинтересующих осужденных занятиях. Например, компьютерные курсы. Нужно уделить большое внимание окружающей обстановке осужденного наркомана, пытаться создать позитивное настроение, и конечно необходимо улучшение условий жизни.

Непреодолимое желание продолжить прием наркотиков у освободившегося осужденного может появиться при любых жизненных трудностях: как дома, так и на работе, при встрече со знакомыми-наркоманами и т.д. В связи с этим возникает необходимость постоянного контроля. Это очень ответственный момент в реабилитации наркомана. Часто семья не в состоянии оказывать положительное влияние на наркомана, поскольку, возможно, она неблагополучная или вообще отсутствует. В таких случаях помощь социального работника не заменима. В определенных ситуациях социальный работник может явиться сдерживающим началом, компенсировать отсутствие социально полезных связей, которые чаще всего утрачены на этом этапе. Также социальный работник должен оказать помощь бывшему наркоману в трудоустройстве, развить интерес к учебе, познакомить с такими же, как он бывшими наркоманами, с центрами социальной помощи, которые занимаются проблемами наркомании. Всегда, следует поддерживать в нем положительное эмоциональное состояние, желание жить, ощущать нужность в мире.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Функции и дисфункции социальных институтов
Функции могут быть явные и латентные, т.е. скрытые. Явные: 1. Создание возможностей членами общества удовлетворять разнообразные потребности; 2. Регулирование поведения членов общества в рамках принятых отношений; 3. Поддержание выпол ...

Особенности зарубежного социально-педагогического опыта (на примере стран Западной Европы и США). Участие взрослых в воспитательном процессе
Эти особенности представляют интерес для соц педагога, так как в разных странах создана своя система соц работы с семьей и детьми, накоплен интересный опыт рабо­ты с больными детьми и семьями «риска», работы соц педагога в школе и микрора ...

Эмпирическая социология права
В начале 60-х годов XX в. складывается новый подход в социологии права. Его суть состоит в разработке методологии и проведении конкретных социально-правовых исследований. Был создан Комитет социологии права при Международной социологическ ...