Деятельный подход

В рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского (1896—1934) сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность».

Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.

Итак, изучение личности опосредуется изучением ее деятельности и по сути сводится к

• определению системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.);

• выяснению принципа осуществления деятельности — вынужденная или свободная, отчужденная или неотчужденная;

• изучению характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности;

• исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности.

Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. Очевидно, что создание социологической объяснительной модели личности — дело будущего.

Сегодня в социологии понятие личность употребляется, как правило, в двух значениях: а) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; б) для обозначения устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.


Другие материалы:

Финансовый механизм реализации государственной политики по поддержке материнства и детства. Порядок и условия выплаты социальных пособий
К настоящему времени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые стали именоваться «социальными». Их арсенал пополнился в последнее десятилетие новыми, не известными ранее в нашей стране, видами. В тоже время отдельные ...

Усыновление. Опека / попечительство
"Детские беды, в том-то и вся сложность, не подзарплатная забота, это не технические, не индустриальные проблемы, где на каждый вложенный рубль мы можем требовать результативной отдачи и совершенства, тут требуются от всего нашего об ...

Приложения
Приложение 1 Распределение семейных ячеек в Рязанской области по данным Всероссийской переписи населения 2002 года. Всего семейных ячеек Из них имеющие детей моложе 18 лет В том числе с 1 ребенком с 2 детьми с 3 де ...