Художественная культура и искусство
Страница 1

Одними из важнейших сфер общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность, являются художественная культура и искусство. Морфологический анализ поступательного развития этой сферы позволяет судить о динамичных изменениях в содержании и структуре художественной культуры и в первую очередь искусства, о диалектике взаимозависимости и соотношения между его видами и жанрами на каждом из этапов его истории.

Социально-культурные истоки искусства

История цивилизаций характеризуется необычайным богатством и многомерностью созидательной, культуротворческой функции. Искусством, по представлению Аристотеля, является в широком смысле осмысленный и обобщенный опыт, который с древних времен использовался и используется в тех или иных целях - для удовлетворения материальных потребностей (все виды ремесел, медицина, агрикультура) либо для досуга (например, художественные искусства: музыка, танцы, поэзия). Подобно природе, искусство создает из противоположностей гармоническое единство, но в отличие от природы, которая содержит творческое начало в себе самой, источником создания произведений искусства служит деятельность человека или группы людей. Чтобы обеспечить соответствующее содержание и форму произведения искусства, его автор (или группа авторов) должны знать эстетические законы, владеть художественными средствами и техническими приемами, а также обладать фантазией.

Поскольку искусство является не самоцелью, а средством приобщения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально- культурные функции.

Как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, искусство - один из важнейших способов эстетического освоения мира. Оно несет специфическую функцию удовлетворения эстетических потребностей людей путем создания произведений, могущих доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его и вместе с тем пробудить в нем художника, способного в конкретной сфере своей деятельности творить по законам красоты. Через эстетическую функцию искусства проявляется его познавательное значение и осуществляется его идейно-воспитательное воздействие на людей.

Социально-культурная деятельность в том или ином виде искусства выступает по преимуществу как художественно-творческая деятельность, как художественное творчество со своими правилами.

Художественная культура, берущая свое начало в искусстве древних цивилизаций, прошла сложный, многоступенчатый и длительный путь. Он сопровождался постепенным размежеванием художественного и научного сознания, накоплением великого духовного наследия во всех областях социально-культурной деятельности, утверждением ценности человеческой личности. Всё это служило и служит основой исторической преемственности и духовной близости античной и современной культуры.

В первобытном обществе возникает и развивается протохудожественная или первичная культурная деятельность. Она была представлена различными видами изобразительного творчества (наскальные изображения, орнамент, скульптура, украшения и др.), театрального и танцевального искусства (охотничьи маскировка и пляска, пантомима, актерское искусство), использованием основных групп музыкальных инструментов (ударных, духовых, струнных) во время обрядовых действий. Для первоначальной формы существования искусства характерны его тесная связь с повседневной трудовой и общественной деятельностью людей, стремление к художественному оформлению всех практических действий, обрядов, ритуалов.

Три типа тесно взаимосвязанных друг с другом социально-культурных систем обусловили постепенный переход от первобытной культуры к античной художественной культуре (культуре Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима):

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Политическое сознание и особенности его формирования. Понятие, структура, виды политического сознания
В содержательном отношении большинство исследователей рассматривает политическое сознание как многомерное, неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование, в обобщенной форме отражающее степень знакомства субъекта с пол ...

Теоретические аспекты исследования сущности процесса социализации детей – сирот. Сиротство как социальное явление
Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. Тем не менее, наиболее актуальной данная проблема становиться для стран, переживающих различные социальные трансформации. Известно, что сиротство - почти неизбежный спутник военных ...

Анализ доходов и расходов по исполнению бюджета «МО Новоторъяльский район»
Исполнение бюджета по доходам в 2003 году осуществлялось в условиях вступления в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений и дополнений к нему, что повлекло за собой некоторое уменьшение по сравнению ...