Художественная культура и искусство
Страница 2

1. Превращение собирательства даров природы в искусственное разведение плодоносных растений, появление сельскохозяйственного производства, которое привело людей к оседлому образу жизни небольшими поселениями, постепенно объединившимися в мощные государственные образования.

2. Преобразование охоты в приручение диких животных и их разведение, возникновение скотоводческого кочевого образа жизни, которое сопровождалось ростом военной активности племен.

3. Профессионализация ремесленного производства и рост производительности труда, породившие широкий торговый и денежно регулируемый обмен, который потребовал концентрации ремесленников и торговцев в крупных и защищенных городах.

Каждая из этих социально-культурных систем сопровождалась развитием новых, цивилизованных форм общественного бытия - письменности, профессиональных ремесел, городов и монументальной архитектуры, профессиональной армии, денежного обращения, государственной власти, зарождением наук и философии, внекультового искусства и др. Первобытная художественная культура постепенно преодолевала свой консерватизм, установки на традиционные художественные стереотипы.

Социально-культурная природа искусства (как первоосновы художественной культуры) убедительно подтверждается историческим опытом древних цивилизаций. Так, например, феномен «греческого чуда» -культурных достижений Древней Греции - объясним не только наличием благоприятных природных факторов (климат, почва, рельеф местности, горы, море), но в большей мере является следствием расцвета античной демократии, торжества идеи о главенстве человеческого разума. Глубочайший гуманизм, основанный на вере в человека, признании за каждым гражданином полиса права на инициативу, неограниченную свободу слова, пронизывает всю социально-культурную деятельность древнегреческого общества.

Являясь социально-культурным продуктом демократии, искусство древних греков и «на миру», и в повседневном быту каждой семьи постоянно испытывало благотворное воздействие двух принципиальных в содержательном плане парадигм - калокагатии и агонистики.

Одна из них, калокагатия, строилась на объективной необходимости сочетания внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств личности. Она органично дополнялась агонистикой - жившим в крови каждого грека неудержимым стремлением к любым состязаниям почти во всех сферах общественной, социально-культурной жизни. Двуедин-ство обеих парадигм определяло духовный склад нации, социально-культурный образ жизни народа. Наиболее ёмкую и полную свою реализацию эти парадигмы получали в крупнейших по своим масштабам социально-культурных акциях - спортивных (гимнастических), художественных (поэтических и музыкальных) и конных соревнованиях.

В содержании культуры Древнего Востока (Древнего Египта, Ассирии, Хеттской державы) постепенно меняются главный объект творчества и нравственные ориентиры, возрастает влияние религии и магии, усиливается информативное и утилитарное назначение искусства, его способность сохранять и сообщать представления, впечатления, ощущения. Доминирующими видами искусства являются архитектура, росписи и рельефы (Древний Египет), где ведущими становятся принципы ансамбля на основе пропорциональности, ритмического равновесия и порядка, монументальности и декоративности.

Далеко не адекватно выстраивался и социальный статус субъектов, участников как индивидуального, так и коллективного творчества - ремесленников, живописцев, скульпторов, архитекторов, ученых, поэтов, актеров, музыкантов. Представители этих становившихся массовыми социально-культурных, по существу, профессий, выходя на рынок услуг, вынуждены были заниматься поиском потенциальных заказчиков, потребителей своей продукции, а также покровителей в лице знатных граждан, крупных торговцев, меценатов. С одной стороны, в общественной среде они воспринимались как талантливые мастера, учителя жизни, а с другой - их занятия наукой, искусством нередко считались «недостойными», уделом выходцев из низших слоев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Средние учебные заведения.
Средние общеобразовательные учебные заведения имеют своею задачею дать учащимся в них такое образование, которое, являясь само по себе достаточно законченным, служило бы основательною подготовкою к усвоению высших знаний общего или специа ...

Социально-педагогическая виктимология
Социально-педагогическая виктимология - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Термин введен в соц ...

Конфликт ценностей
Многие свойства конфликта интересов, его амбивалетность, в частности, характерны и для конфликта ценностей, которые представляют собой обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения. В ценностях воплощаются исто ...