Художественная культура и искусство
Страница 2

1. Превращение собирательства даров природы в искусственное разведение плодоносных растений, появление сельскохозяйственного производства, которое привело людей к оседлому образу жизни небольшими поселениями, постепенно объединившимися в мощные государственные образования.

2. Преобразование охоты в приручение диких животных и их разведение, возникновение скотоводческого кочевого образа жизни, которое сопровождалось ростом военной активности племен.

3. Профессионализация ремесленного производства и рост производительности труда, породившие широкий торговый и денежно регулируемый обмен, который потребовал концентрации ремесленников и торговцев в крупных и защищенных городах.

Каждая из этих социально-культурных систем сопровождалась развитием новых, цивилизованных форм общественного бытия - письменности, профессиональных ремесел, городов и монументальной архитектуры, профессиональной армии, денежного обращения, государственной власти, зарождением наук и философии, внекультового искусства и др. Первобытная художественная культура постепенно преодолевала свой консерватизм, установки на традиционные художественные стереотипы.

Социально-культурная природа искусства (как первоосновы художественной культуры) убедительно подтверждается историческим опытом древних цивилизаций. Так, например, феномен «греческого чуда» -культурных достижений Древней Греции - объясним не только наличием благоприятных природных факторов (климат, почва, рельеф местности, горы, море), но в большей мере является следствием расцвета античной демократии, торжества идеи о главенстве человеческого разума. Глубочайший гуманизм, основанный на вере в человека, признании за каждым гражданином полиса права на инициативу, неограниченную свободу слова, пронизывает всю социально-культурную деятельность древнегреческого общества.

Являясь социально-культурным продуктом демократии, искусство древних греков и «на миру», и в повседневном быту каждой семьи постоянно испытывало благотворное воздействие двух принципиальных в содержательном плане парадигм - калокагатии и агонистики.

Одна из них, калокагатия, строилась на объективной необходимости сочетания внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств личности. Она органично дополнялась агонистикой - жившим в крови каждого грека неудержимым стремлением к любым состязаниям почти во всех сферах общественной, социально-культурной жизни. Двуедин-ство обеих парадигм определяло духовный склад нации, социально-культурный образ жизни народа. Наиболее ёмкую и полную свою реализацию эти парадигмы получали в крупнейших по своим масштабам социально-культурных акциях - спортивных (гимнастических), художественных (поэтических и музыкальных) и конных соревнованиях.

В содержании культуры Древнего Востока (Древнего Египта, Ассирии, Хеттской державы) постепенно меняются главный объект творчества и нравственные ориентиры, возрастает влияние религии и магии, усиливается информативное и утилитарное назначение искусства, его способность сохранять и сообщать представления, впечатления, ощущения. Доминирующими видами искусства являются архитектура, росписи и рельефы (Древний Египет), где ведущими становятся принципы ансамбля на основе пропорциональности, ритмического равновесия и порядка, монументальности и декоративности.

Далеко не адекватно выстраивался и социальный статус субъектов, участников как индивидуального, так и коллективного творчества - ремесленников, живописцев, скульпторов, архитекторов, ученых, поэтов, актеров, музыкантов. Представители этих становившихся массовыми социально-культурных, по существу, профессий, выходя на рынок услуг, вынуждены были заниматься поиском потенциальных заказчиков, потребителей своей продукции, а также покровителей в лице знатных граждан, крупных торговцев, меценатов. С одной стороны, в общественной среде они воспринимались как талантливые мастера, учителя жизни, а с другой - их занятия наукой, искусством нередко считались «недостойными», уделом выходцев из низших слоев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Социализированность и критерии готовности к жизни
Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействий с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных средств и механизмов [7]. От того, как происходит это взаимодействие в ...

Основополагающая роль морали в социальной работе
Большое значение в социальной работе имеет высокий уровень моральности социального работника, который является необходимым условием успешной профессиональной деятельности, так как только высокоморальный человек способен наиболее адекватно ...

Эволюция социального прогнозирования. Социальное прогнозирование на рубеже XIX—XX столетий
Важный сдвиг в развитии представлений о будущем сыграла роль научная фантастика (произведения Брэдбери, Кларка, Шекли, Саймака, Мерля, Абэ, Лема, И. Ефремова и др.). С одной стороны, ее технические приемы используются в методиках современ ...