Социально-культурные общности и их типология

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Социально-культурные общности и их типология

Термин «социально-культурная общность» в контексте нашего предмета имеет собирательный смысл. В принципе он распространяется на самые различные по количественному и качественному составу участников группы, выступающие в качестве объектов и субъектов социально-культурной деятельности.

Под социально-культурной общностью, задействованной в сфере культуры, искусства, спорта, туризма, отдыха, подразумевается по преимуществу неформализованная совокупность людей, объединенных общими социально-культурными, досуговыми интересами и увлечениями, общими целями и задачами своей деятельности, более или менее прочными связями и взаимодействием, общим типом поведения, умозрения и умонастроения.

Данное определение характеризует социально-культурную активность людей, представляющих не только однородные, но и различные возрастные, социальные, профессиональные, этнические и другие группы. Общим связующим для них моментом является, как минимум, осознанная постановка целей (как личных, так и социально значимых) и мера личной и коллективной ответственности и заинтересованности.

В зависимости от количества участников и условий внутри-группового взаимодействия социально-культурные общности делятся на малые, средние и большие.

К малым социально-культурным общностям относят небольшие по численности объединения участников социально-культурной деятельности, включающие от двух до нескольких десятков человек (оптимально 7-9), находящихся в непосредственном эмоционально-личностном контакте друг с другом, что порождает у них особое психологическое чувство - «мы - группа». В повседневном социально-культурном обиходе, в процессе массовых и кружковых мероприятий в качестве таких групп фигурируют семья, коллектив кружка, любительского объединения, спортивная команда, команда участников КВН, проектная группа и другие. В организационном отношении малая группа, таким образом, представляет собой первичную социально-культурную ячейку.

К группам среднего масштаба, или корпоративным, относятся сравнительно устойчивые производственные, учебные, бытовые, воинские и другие аналогичные коллективы, для которых наиболее определяющими являются смысловые понятия «корпорация» и «корпоративная культура». Корпоративные общности объединяют людей, работающих в одном учреждений или предприятии социально-культурной сферы, обучающихся в высшем или среднем специальном учебном заведении культуры и искусств и т.д.

Большие социально-культурные общности, выступающие в качестве субъектов социально-культурной деятельности, как правило, представляют собой крупную устойчивую группу людей, отличающихся характерными признаками и чертами, действующих совместно в социально-культурных ситуациях и функционирующих в масштабах отдельно взятого региона или всей страны. К ним относятся социальные слои, общественно-политические движения, партии, объединения, профессиональные группы, этнические, демографические или конфессиональные объединения, включающие нередко десятки и сотни тысяч людей. Большую социально-культурную общность составляют жители, проживающие на достаточно большой, но ограниченной территории (города, района, области).

Целый ряд малых, средних и частично крупных общностей одновременно выступают и как корпоративные социально-культурные общности, поскольку являются субъектами формирования и реализации собственной корпоративной культуры.

К группе корпоративных социально-культурных общностей с полным основанием можно отнести государственные, акционированные, совместные и частные фирмы, предприятия, учреждения и организации разных типов в сфере промышленности, торговли, культуры, образования, искусства, спорта и т.д. В эту группу также входят различные формализованные и неформализованные ассоциации и объединения представителей социальных слоев общества, делового мира, интеллигенции, молодежи, любые другие нарождающиеся предпринимательские структуры и инициативные формы.

Характеризуя ту или иную социально-культурную среду, мы говорим о наличии в ней и определенных территориальных, профессиональных, этнических, конфессиональных и иных социально-культурных общностей.


Другие материалы:

Субъекты социально-культурной деятельности. Система субъектов и межсубъектных отношений
Социально-культурную деятельность правомерно рассматривают как исторически сложившийся процесс педагогически организованного взаимодействия и сотрудничества множества субъектов, являющихся не только носителями определенных проблем в сфере ...

Минимальные социальные стандарты в мировой практике
Политика прожиточного минимума характерна не только для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, но свойственна и развитым странам – минимальный гарантированный доход (МГД) во Франции и вэлфэр (государственное пособие, обеспеч ...

Данные средств массовой информации
Особенность этого вида информации состоит в том, что она является нецелевой, т.е. собирается не для определенных целей (скажем, науки), а собственно ради информации воплощающейся в газетах, журналах, радио - и телепрограммах и т.п. Но пос ...