Современный этап реализации пенсионной реформы
Страница 4

Также следует отметить, что существование значительного по масштабу неформального экономического сектора и уклонение работников от взносов в ПФ снижает финансовую ответственность последнего перед будущими поколениями пенсионеров. Между тем в таких координатах выполнение задачи поддержания размера пенсий на достойном уровне в средне- и долгосрочной перспективе существенно осложняется.

Анализ охвата населения пенсионной реформой будет не полным, если не рассмотреть группу населения, которая не относится ни к застрахованным, ни к пенсионерам. Эта группа лиц представляет особый интерес, поскольку по формальным основаниям они не являются участниками российской пенсионной системы, но вопрос в том, обусловлен ли этот феномен действующим пенсионным законодательством или же отражает неформальные социальные и экономические практики на рынке труда и в прочих экономических сферах.

Формально, т.е. с точки зрения законодательства, в группу «незастрахованные или другие» входят не работавшие учащиеся очной формы, работники силовых ведомств, военнослужащие, а также домохозяйки, длительно занятые в личном подсобном хозяйстве. Как уже упоминалось, реально к ней относятся неформально занятые.

Так, в возрастах до 25 лет в классе «другие» находится 31,4% респондентов, а среди «застрахованных» — 10,6% или в три раза меньше. При этом данная группа более весома в сельских населенных пунктах по сравнению с городскими, 28,1% работает за плату или получает доходы от собственной деятельности, 29% — безработные, домашние хозяйки и занятые в ЛПХ — 20,6%, 17,3% — учащиеся, 1,8% — женщины, находящиеся в отпусках по беременности, родам и уходу за ребенком, 1,5% — длительно или постоянно нетрудоспособные (см. приложение - Табл. 4). Принципиально важным здесь является тот факт, что значительная часть представителей этой группы (чуть менее трети) имеет заработки и тем самым могла бы участвовать в пенсионной системе, однако, как уже отмечалось выше, их занятость имеет неформальный характер и не фиксируется системой персонифицированного учета.

Необходимо отметить, что новая пенсионная система имела своей целью создание страховых механизмов, которые позволили бы усилить ответственность самого работника за свою будущую пенсию и установить связь между ее размером и реальным трудовым вкладом в течение трудовой жизни. Отсутствие такой связи в прежней системе распределительного типа относилось к числу наиболее выраженных ее изъянов.

В ходе пенсионной реформы эта цель во многом была реализована: в 2002–2004 гг. пенсионной системе удалось придать страховой характер, когда доля страховой пенсии составляла более 60% от общего размера и имела тенденцию к росту. Однако события 2005 г. коренным образом изменили это соотношение. Попытка компенсировать экономические потери пенсионеров в связи с монетизацией социальных льгот привели к внеплановой масштабной индексации базовой части пенсии.

Страховая пенсия сократила свою основную долю и, соответственно, утратила свою функцию в пенсионной системе.

План действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 г. № 38-р[51] показал, что необходимо определить механизмы, стимулирующие добровольное участие граждан в формировании накопительной части трудовой пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, и регламентирование порядка вступления в такие правоотношения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Государственная молодежная политика
Под государственной молодежной политикой (ГМП) подра­зумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гаран­тий для самореализации каждого молодого человека и развития моло ...

Патронатная семья
Патронат - это форма семейного воспитания, которая в Европе и в США имеет большое распространение. Развитие патронатного воспитания в России в основном опирается на опыт Великобритании. "Первый проект такого рода был осуществлен при ...

Общественная палата Федерального уровня. История формирования Общественной палаты РФ
Идея создания Общественной палаты Российской Федерации была впервые озвучена в Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 г. . В данном послании большая роль была уделена развитию гражданского ...