Информационно-просветительные и рекламные технологии. Информационно-просветительная деятельность: отличительные признаки

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Информационно-просветительные и рекламные технологии. Информационно-просветительная деятельность: отличительные признаки

Начнем характеристику этой группы функциональных социально-культурных методик с особенностей организации информационно-просветительных технологий.

Информационно-просветительная деятельность, в отличие от других видов социально-культурной общественной практики, характеризуется целым рядом принципиальных признаков. К ним относятся интенсивность содержания, доступность, свободный характер, отсутствие жесткой регламентации, формализации в виде обязательности учебных планов и программ; возможность для широкого внедрения современных популяризаторских методик, основанных на синтезировании научного и художественного материала и позволяющих гибко реагировать на меняющиеся интересы, запросы и потребности аудитории; способность к достижению единой педагогической цепи благодаря органическому сочетанию информационно-образовательных и индивидуально-консультационных методов.

Наиболее ярким проявлением сущности развивающих информационно-просветительных технологий служит диалог. В политическую, социально-экономическую и духовную жизнь людей, сферу их досуга диалог органично вошел наряду с понятиями демократизации, гласности, плюрализма. Диалог во всех своих формах и проявлениях выступает как эффективное средство развития демократии и гласности, утверждения прогрессивных перемен в сознании людей. Как социальное явление, диалог свойствен субъ-ектно-субъектным, партнерским отношениям людей в сфере свободного времени. Благодаря ему мнение не декларируется, а вырабатывается коллективно, чаще всего в открытой дискуссии. В диалоге формируются и реализуются новые идеи. Диалог раскрывает творческий потенциал личности, благодаря ему смело ставятся и решаются вопросы во всех сферах деятельности современных центров досуга.

Собственно диалог, как и разновидности диалоговых программ, выступает в качестве обязательного элемента социотре-нинга людей разных возрастов и профессий. Диалоговые формы (лекции-диалоги, собеседования, «круглые столы», дискуссии и др.) основаны на взаимном общении. Диалоговые формы исключают авторитарность в обсуждении проблем, развивают тесные взаимоотношения и сотрудничество как организаторов, так и непосредственных участников диалога.

Ярко выраженным становится соединение в рамках информационно-просветительных программ досуговых и бытовых элементов, усиливается утилитарно-практическая направленность просвещения. Культурно-досуговая деятельность превращается в важный фактор стимулирования и ориентирования массового самообразования взрослых. Многие основные институты социально-культурной сферы - клубы, Дома культуры, библиотеки, музеи, книгоиздательства, образовательные и другие учреждения - переходят на более интенсивное использование новых носителей информации, включая видео- и компьютерную технику. Одной из важных задач становится развитие медиаобразования, подготовка молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации.

Происходит расширение номенклатуры информационных услуг. Получают развитие экспресс-университеты, каникулярные школы, консультационные пункты, общественные центры непрерывного образования, тематические школы и курсы на хозрасчетных началах. Резко возрастает потребность в оперативной информации о текущих событиях, в обсуждении злободневных проблем, в формировании по ним обоснованного общественного мнения.

Благодаря информационным технологиям социально-культурная сфера становится важным фактором реализации принципов гласности и свободы слова. Здесь обеспечиваются подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать любую точку зрения. Центры досуга и творчества органично включаются в открытую информационную систему, рассчитанную на использование всего массива информации без каких-либо ограничений.

Расширяется диапазон информационного процесса. Наряду с донесением информации он включает в себя обсуждение, обмен и производство новой информации. Свободно циркулируют не только сообщения, проходящие через средства массовой информации, но и сведения и оценки местного, регионального характера. Информационно-просветительная деятельность строится с расчетом на полный отказ от одномерного мышления и монополии на истину, на установление цивилизованных форм контактов между людьми. Развивается широкий спектр мнений, утверждается уважение к альтернативе. Обеспечивается свободный доступ к информации в библиотеках, сбор, хранение и распространение альтернативных изданий, проведение встреч с людьми, придерживающимися неординарных позиций, и т.д.


Другие материалы:

Технология разрешения проблем безработных и роль социального работника в этом процессе. Подходы к решению проблем безработных и их семей за рубежом
Анализ существующих программ страхования по безработице позволяет выделить 4 их основные вида: обязательное страхование. Оно распространено в промышленно развитых странах: Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Канаде, США и др.; с ...

Место Пенсионного фонда Российской Федерации в пенсионной системе
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 года № 442 -1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.[54] В 2001 году в ...

Группы самопомощи и взаимопомощи в социальной работе. Понятие «группа». Классификация групп
Человек живет среди людей. Вся его жизнь протекает в разнообразии более или менее устойчивых объединениях, обозначаемых в социальной психологии понятием «группа». Группа – это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выдел ...