Механизм коммуникационных технологий

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Механизм коммуникационных технологий

Говоря о сущности механизма коммуникационных технологий (включая диалоги, язык жестов, мимику и многое другое), следует подчеркнуть, что структура комуникационной модели предельно проста. Она подразумевает наличие источника (отправителя) информации; самого информационного сообщения; передатчика, преобразующего (кодирующего) сообщение в сигнал, удобный для

передачи; получателя или пункта назначения информации (адресата); обратной связи.

В качестве инициатора коммуникационного процесса выступает отправитель - источник информации. На эффективность использования той или иной коммуникационной технологии оказывают определенное влияние качественные характеристики источника информации - его статус, надежность, квалификация. Эффективность коммуникационного процесса зависит и от целого ряда других факторов - общей ситуации, темы сообщения, времени оглашения информации.

Коммуникационный процесс в том виде, в каком он функционирует в социально-культурной сфере, отличается многообразием используемых здесь технологий.

Среди них прежде всего следует назвать специфические для каждого социально-культурного института (школы, театра, музея, планетария, рекламного агентства и т.д.) технологии кодирования и оформления информационного сообщения для последующей коммуникации. Суть кодирования состоит в переводе исходной идеи, замысла, сюжета на язык, доступный и понятный получателю в лице конкретной аудитории зрителей, слушателей или читателей.

Социально-культурная деятельность отличается бесконечным разнообразием форм кодирования общественно-политической, научной, художественной, социальной и другой информации с последующим их использованием в коммуникационном общении.

В одних случаях технология кодирования направлена на организацию межличностного и межгруппового общения. Для межличностного общения предметом кодирования информации являются диалоги и беседы с глазу на глаз, инструктажи, консультации, интервью. В межгрупповом общении в качестве предмета кодирования выступают официальные речи, лекции и семинары, конференции и заседания «круглых столов», совместные дискуссии, сессии вопросов и ответов. Широко известны и такие формы кодирования информации, как устные заявления, свидетельства, совещания персонала, производственные совещания, консультации и консилиумы. Специфический характер кодирования носят многочисленные способы неформальных коммуникативных контактов - неформальное обсуждение, интервью, коллективные мероприятия, персональные отчеты.

Свой «язык» кодирования информации широко применяется в документации: учебных программах, справках, отчетах и т.д.

В каждом конкретном случае сообщение социально-культурного характера с помощью тех или иных средств - беседы, доклада, выступления в газете, пресс-конференции, пресс-релиза, радиорепортажа, встречи с глазу на глаз и т.д. - приобретает черты ярко выраженного коммуникационного акта.

Социально-культурные институты эффективно используют технологии аудиовизуальной коммуникации, направленные на производство фильмов, аудио- и видеороликов слайдовых материалов, проведение диапроектных и стендовых презентаций социокультурных объектов, изготовление пленок для диапроектиро-вания на плоскость, магнитофонные записи.

В центрах массового отдыха и развлечений широкое развитие получили мультиэкранная подача материалов, многоцелевое использование видеокассет и магнитофонных записей, устные выступления с использованием видеоматериалов, тренажерные игры и сообщения. Специальной техникой коммуникативного назначения оборудованы выставки, парки, стадионы, санатории, турбазы и пансионаты, автофургоны, передвижные аттракционные комплексы и многие другие объекты социально-культурного обслуживания массовой аудитории.


Другие материалы:

Инвалиды с нарушением зрения
Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, о ...

План реализации проектных мероприятий
Инновационный путь развития города невозможен без участия молодежи. Каждый третий житель города в возрасте до 30 лет. Из них больше половины - 59,5% это работающая молодежь; 39,8% - учащиеся, студенты; безработная молодежь составляет 0,7 ...

Общественные отношения и личностные качества
Исследования западных социологов показали, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, ...