Социально-культурные технологии. Технологические основы социально-культурной деятельности
Страница 8

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Социально-культурные технологии. Технологические основы социально-культурной деятельности

Историко-педагогическим опытом накоплен обширный арсенал специфических методов сотрудничества и сотворчества представителей разных возрастных и социальных групп населения в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта. Многое из этого опыта в качестве педагогической традиции обрело новую жизнь, «второе дыхание» в современных социально-культурных технологиях. Но обновленные образовательные, досу-говые, художественно-творческие и другие социально-культурные технологические комплексы одними традиционными методами не построить. Здесь необходим поиск инновационных подходов и решений.

В социально-культурных институтах используются просветительные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); воспитательные методы (убеждение, пример, поощрение и его антипод - порицание); методы организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования); методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования).

Значительная часть воспитательных и образовательных технологий, используемых социально-культурными институтами (учреждениями, службами, организациями), основываются на методе убеждения Как известно, главное достоинство социально-педагогического по сути метода убеждения - в способе сознательного освоения объектом сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств. Сильными сторонами этого метода, важными предпосылками его действенности служат его вербальный характер, неопровержимость аргументации, логичность изложения информации, авторитет субъекта. Универсальность метода убеждения обнаруживается буквально в каждой из социально-культурных акций - массовых, групповых, индивидуальных, начиная с крупных общественно-политических, рекламно-информационных кампаний и кончая студийной работой, социально-культурным патронажем, развлекательно-игровыми программами.

Сохраняет свою социальную значимость педагогический метод положительного примера, убеждения на наглядных образцах. В разных возрастных, социальных, профессиональных, этнических аудиториях, во время избирательных, конкурсных, профессиональных мероприятий эффективность этого метода всегда достигалась и достигается за счет сочетания рационального и эмоционального компонентов, доступности восприятия.

Поистине широким универсализмом отличаются методы организации поведения, упражнения, тренинга. Их суть - сознательное целеустремленное накопление объектом личного опыта в процессе творческой, обучающей, воспитательной практики.

Методы оказывают социально-педагогическое влияние на досуг. Метод - это способ целенаправленного воздействия на объект. В социально-педагогических методах четко прослеживается субъект-объектная связь. Психологические и педагогические их виды (в первом случае - обращение в основном к эмоциям, во втором -к разуму) взаимообусловлены.

Педагогическая природа социально-культурных технологий

В последние годы в сферах досуга, творчества, дополнительного образования, межкультурного обмена и сотрудничества успешно зарекомендовали себя активные и интерактивные педагогические методы и технологии. Среди них - частные методики преподавания различных учебных предметов, семинары и коллективные дискуссии, развивающие и организационно-обучающие игры, мастер-классы и творческие мастерские, супервизорство (индивидуадьное обучение и профессиональное воспитание наиболее талантливых учащихся).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Другие материалы:

Образование и карьера
Важной сферой общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность, является образование как необходимое условие формирования дальнейшей профессиональной карьеры специалиста. В структуру данной категории общественной п ...

Общественные отношения и личностные качества
Исследования западных социологов показали, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, ...

Карта индивидуальной реабилитации инвалида
С 2005 года на всей территории РФ действует единая форма ИПР. Она разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, поэтому с просьбой о заполнении ИПР следует обратиться в то место, где инвалид получ ...