Проблемы и перспективы развития социального обеспечения. Жилищные субсидии как элемент государственной социальной политики
Страница 2

Социологическая информация » Социальная работа » Проблемы и перспективы развития социального обеспечения. Жилищные субсидии как элемент государственной социальной политики

В 1994 г. введена программа жилищных субсидий, рассчитываемая с учетом уровня доходов граждан;

В 1995-1999 г. г. принят ряд федеральных законов, основанных на принципах адресной социальной помощи;

В 1997 г. утверждена процедура определения величины минимального прожиточного уровня (уровня бедности), которая используется при оказании адресной помощи.

В Советском Союзе оплата жилья и коммунальных услуг в значительной мере субсидировалась государством. Программа жилищных компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг начала формироваться в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политике», который лег в основу программы по увеличению ставок оплаты населением жилья и коммунальных услуг (ЖКУ). Однако с целью социальной защиты населения данным Законом также была введена программа жилищных субсидий, которая должна была компенсировать рост платы за жилье и коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

Таким образом, программа жилищных субсидий стала первой в России адресной программой, которая предусматривала проверку уровня доходов. Реализация программы на местном уровне началась с 1994 года, и уже к середине 1995 года службы жилищных субсидий были созданы практически во всех муниципальных образованьях. К февралю 1996 года в населенных пунктах, охваченных реально действующей программой, проживало 90% населения страны.

Примером адресной помощи может служить программа Жилищных субсидий - единственная массовая программа по оказанию социальной помощи с четкой привязкой к уровню дохода семьи. Размер субсидии зависит от доходов семьи (а не от категории адресата) и рассчитывается по формуле: С = (ОСН-Д x МДДф х К) / 100, где С - размер субсидии квартиросъемщику в рублях; ОСН - оплата социальных норм жилья, Д - совокупный семейный доход в расчетном периоде, МДДф - значение федерального стандарта максимально допустимого на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленного Правительством РФ (процентах), К – поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле: К = СД/ПМ, где СД - среднедушевой доход семьи (в рублях); ПМ - величина прожиточного минимума (в рублях).

Однако эта программа также имеет ряд методических проблем:

1. Согласно принятым Государственной Думой в 1996 г. дополнениям к закону РФ от 24.12.92 №1418-1 «Об основах федеральной жилищной политики» размер компенсации определяется исходя из двух оснований:

а) предельно допустимой доли собственных расходов семьи на оплату социального стандарта жилья относительно ее совокупного дохода

б) из установленного прожиточного минимума: «собственные расходы граждан, имеющих совокупный доход на одного человека, не превышающий установленный прожиточный минимум, на оплату жилья и коммунальных услуг, в пределах социальной нормы жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать 0,5 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда».

Во втором случае размер компенсации не зависит от семейного дохода, что противоречит главному принципу социальной помощи, не говоря уже о неопределенном порядке индексации прожиточного минимума.

2. Граждане не несут ответственности за достоверность предоставляемой ими информации, содержащейся в справках о доходах, нет единой системы проверки сведений.

3. Сохранение «ловушки бедности» - если размер семейного дохода чуть больше ниже установленного, то размер компенсации будет большим, в обратном случае он упадет до нуля.

Право на получение субсидий зависит от дохода семьи, каких-либо категориальных требований не существует. Размер субсидий зависит только от уровня доходов, самые большие субсидии предоставляются семьям с самым низким доходом.

Финансирование и реализация программы жилищных субсидий осуществляется органами местного самоуправления. Чаще всего служба жилищных субсидий функционирует в рамках структуры управления ЖКХ, или структуры органов социальной защиты, или в форме муниципального учреждения; встречаются и другие варианты.

Программа жилищных субсидий позволяет муниципальным властям снизить уровень бюджетных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг и в тоже время повысить целевой характер использования бюджетных средств по статье « жилищно-коммунальное хозяйство» в пользу «низкодоходных» граждан.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Структура образования
Система образования РФ — это совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов разного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно ...

Социологические концепции Дюркгейма
Социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших ...

Теоретические основы миграции. Понятие «миграция населения». Виды миграций
Одним из важнейших источников формирования населения в отдельных регионах мира и в России в частности, стала миграция населения. В понятие “миграция населения” различные исследователи вкладывают самый разнообразный смысл. Количество опре ...