Методы профориентационной работы школьного социального педагога с молодыми людьми
Страница 1

Социологическая информация » Методика социальной работы с молодежью » Методы профориентационной работы школьного социального педагога с молодыми людьми

Проведение профориентационной работы является одним из направлений деятельности школьного социального педагога, которую он осуществляет совместно с практическим психологом, классными руководителями, профконсультантами – специалистами - служб занятости населения. Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты[8]

:профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация. По мнению Н.Н. Чистякова и Г.А. Буяновой

, важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение

- сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.д. Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию. Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, друзья и др. при этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим. В связи с этим перед социальным педагогом стоит довольно сложная задача - исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана часть профпросвещения. Планирование работы по профпросвещению в школе, в частности, по профпропагнде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностики. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии. Исходя из того, что профпросвещение процесс активный, следует больше опираться на такие метода работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации. Как считает А.Д. Сазонов, положительные результаты профпросвещение будет иметь тогда, когда данная работа будет проводиться с умелым педагогическим тактом. Он выделяет следующие направления работы в этой области[9]

:

· формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;

· в процессе проведения работы необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

· профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

· ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят социальный педагог, классные руководители с привлечением специалистов различных профессий.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану[10]

:

1.Общие сведения о профессии:

краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2.Производственное содержание профессии:

место и роль профессии в научно- техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат труда); содержание и характер трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь с другими специальностями.

3.Условия работы и требования к человеку:

санитарно- гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Типология организаций
1. Деловые – это предприятия и учреждения, ктр. возникают для коммерческих целей непосредственно или создаются широкими организационными системами для решения отдельных задач. Основа внутр. регулирования – административный распорядок, при ...

Исторические данные, доказывающие теорию П. Сорокина на примере Греции, Рима, Европы
Питирим Сорокин делает предположение, что периоды перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, "когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла", когда конфликт между ценностями разли ...

Программа адаптации детей-сирот
Наименование программы Программа "Адаптация детей-сирот в России" на 2007 - 2010 годы Государственный заказчик – координатор программы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации ...