Методы профориентационной работы школьного социального педагога с молодыми людьми
Страница 1

Социологическая информация » Методика социальной работы с молодежью » Методы профориентационной работы школьного социального педагога с молодыми людьми

Проведение профориентационной работы является одним из направлений деятельности школьного социального педагога, которую он осуществляет совместно с практическим психологом, классными руководителями, профконсультантами – специалистами - служб занятости населения. Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты[8]

:профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация. По мнению Н.Н. Чистякова и Г.А. Буяновой

, важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение

- сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.д. Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию. Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, друзья и др. при этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим. В связи с этим перед социальным педагогом стоит довольно сложная задача - исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана часть профпросвещения. Планирование работы по профпросвещению в школе, в частности, по профпропагнде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностики. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии. Исходя из того, что профпросвещение процесс активный, следует больше опираться на такие метода работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации. Как считает А.Д. Сазонов, положительные результаты профпросвещение будет иметь тогда, когда данная работа будет проводиться с умелым педагогическим тактом. Он выделяет следующие направления работы в этой области[9]

:

· формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;

· в процессе проведения работы необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

· профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

· ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят социальный педагог, классные руководители с привлечением специалистов различных профессий.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану[10]

:

1.Общие сведения о профессии:

краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2.Производственное содержание профессии:

место и роль профессии в научно- техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат труда); содержание и характер трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь с другими специальностями.

3.Условия работы и требования к человеку:

санитарно- гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Данные, содержащиеся в официальных документах
Речь идет о документах, принимаемых (утверждаемых) органами власти и публикуемых в официальных изданиях. Субъектами, производящими эту информацию, являются такие органы, как Федеральное Собрание страны, Администрация Президента, Правитель ...

О положении детей-инвалидов в Республике Саха (Якутия)
В условиях неблагоприятной медико-демографической ситуации по всей стране, связанной с резким снижением рождаемости и увеличением смертности, сокращением средней продолжительности жизни, охрана здоровья подрастающего поколения являются од ...

Понятие индекса развития человеческого потенциала
Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и ...