Понимание сути общества и его структуры в сочинениях Н. И. КарееваСтраница 4
Рассматривая личность в качестве истока и субъекта всех социальных изменений, Кареев, тем не менее, стремится к строгому детерминизму. Социолог фиксирует два типа социальной детерминации: 1) каузальная детерминация, или последовательность событий (причем в прагматике каузальность принимает форму психологической мотивации); 2) эволюционная детерминация, или последовательность состояний, фаз, смена социально-культурных форм. Кареев всегда отрицал наличие каких-либо законов истории, предрешающих её течение, что тем не менее, не означает отсутствия социальной детерминации. В прагматической истории действуют психологические и социологические законы, открываемые номологическими науками. Всякий факт, событие, подчеркивает Кареев, есть равнодействующая, в которой суммируется поведение индивидов, их взаимовлияние друг на друга, результат наложения множества причинных цепей. Правда, в других контекстах Кареев называет законообразной и причинную связь, хотя и с оговорками. Дело в том, что раз дана причина, то она с необходимостью приводит к результату, и в этом смысле в общественной жизни все подчинено закономерности, не исключающей, однако, случайностей[32].
В полном же смысле о наличии социальных законов можно говорить только в связи со сменой социальных состояний. Это эволюционные законосообразности, где В связано с А не как его следствие, но как новый вид, форма, состояние предмета, то есть имеются в виду стадии развития общества и его элементов. Путь открытия таких законов – сравнительное изучение культур. Правда, связь состояний также носит каузальный характер, что позволяет нам говорить о каузальных законах. Причем при смене состояний роль отдельной личности как бы смазывается сложением множества целей, хотя в конечном счёте и история культуры есть результат закономерно повторяющихся при сходных условиях действий людей. В различных условиях законы, каузальности по-разному комбинируются и всякий раз возникает неповторимая амальгама прагматизма и культурных форм, выражающаяся в сугубо конкретных и непредопределённых социальных результатах. Однако мы уже перешли к анализу понимания Кареевым социальной эволюции.
Другие материалы:
Зачем женщине нужен муж?
Хочу мужа, хочу мужа, хочу мужа я…
Песня такая
Муж обычно привлекает женщину как возможный Душевный друг. Опора и Защитник, Любовник, Спонсор, Обустроитель дома и Отец. И ответ будет зависеть от того, что из этого списка ей важно в перв ...
Педагогическая система Сухомлинского
Если ребенок постепенно учится воспринимать красоту, восхищаться ею — это означает, что его восприятие становится более эмоциональным, накапливаются эстетические впечатления, без чего невозможно облагораживание души, развитие человечного ...
Библиотеки
Библиотеки по назначению, характеру выполняемой работы, составу книжных фондов подразделяются на массовые (публичные), учебные, научно-технические и специальные. Основное место в системе библиотечного обслуживания населения занимают массо ...