Ценностные ориентации современного подростка. Книжная культура и развитие личности подростка в современной России
Страница 2

Социологическая информация » Актуальные проблемы подростковой субкультуры » Ценностные ориентации современного подростка. Книжная культура и развитие личности подростка в современной России

В старших классах резко возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе (это значительная часть подростков и более половины старшеклассников). Уходит мотив «интересно», присущий детям младшего школьного возраста ему на смену идет стимул «школьное задание». Оно оставляет старшеклассникам мало возможностей самим выбрать те книги, которые им интересны, и значимым при выборе литературы становится не совет друга (как у многих младших школьников и подростков), а рекомендация учителя.

На переломе веков в чтении подростков стали особенно популярными журналы. Активное обращение к периодике начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту. Причем часто школьники покупают периодику самостоятельно. В 10—13 лет это, как правило, спонтанный, ситуативный выбор. Чем ребенок старше, тем он становится все более осознанным. В чтении подростков преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные на развлечения читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают спортивные и технические издания. Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. Мальчики-подростки читают их больше, чем девочки. В последние годы многих подростков привлекают такие издания, как кроссворды, сканворды, головоломки. По сравнению с девочками мальчики ориентированы на более широкий и разнообразный круг периодических изданий, тогда как девочки предпочитают издания развлекательного и прикладного характера, ориентированные на женскую аудиторию. Многие подростки читают такие журналы как «СООL», «Молоток», «Штучка», а также в связи с различными шоу и телепроектами установилась тенденция чтения таких журналов как «Фабрика звезд», «Дом 2». Телевидение оказывает значительное влияние на чтение подростков.

Специфика подростковой читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга. Происходит падение интереса подростков и юношества к свободному чтению[31].

На чтение подростков воздействует электронная культура. Это влияние проявляется в следующем[32]:

•меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего ребенку все труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно — повестях и романах);

• меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате: детективам, триллерам, фэнтези, «ужасам», кинороманам);

• предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

• происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения подростков).

В связи с тем, что и современное книгоиздание, и телевидение ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса то не удивительно, что в чтении подростков, доминируют остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов (кинороманы).

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Факторы, влияющие на выбор потребителей при покупке лекарственных средств
Влияние отдельных параметров лекарственных средств на выбор потребителей с разным социальным положением Наиболее весомыми факторами, влияющими на выбор потребителей лекарственных средств оказались цена, эффективность и безопасность их пр ...

Социологический опрос
Социологический опрос – это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами[8]. Основу социологического опроса составляет опосред ...

Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями слуха
В целях социально-бытовой и социально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями слуха используется много технических средств. Среди них индивидуальные слуховые аппараты: - ушные вкладыши каплевидной формы, которая максимально соответ ...