Школа в становлении подростка
Страница 2

В физической культуре объективно представлены все основные виды потребностей (материальные - связанные с развитием физических качеств, двигательных умений, навыков, и духовные - удовлетворяемые в познавательной, ценностно-ориентационной, проектировочной, коммуникативной, эстетической и деятельности), реализуемые посредством физкультурной деятельности человека. Основная задача состоит в том, чтобы и в педагогическом процессе, и в процессе его самодеятельности создавать соответствующие условия для их реализации, что и будет способствовать всестороннему развитию человека.

Сейчас особо актуальной проблемой в школе является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Об этом свидетельствуют не только наблюдения, но и научно-методические публикации. Занимаясь экологическим образованием и воспитанием подростков, наблюдается достаточно низкий уровень экологической культуры общества.

Учитель, являясь заложником формальных требований, обязан реализовать образовательный минимум, который, в лучшем случае, станет основой знаний об экосистемной организации природы Земли. При этом невозможно не отметить, что существует противоречие между содержанием школьных программ по биологии и экологии и реальными экологическими проблемами, стоящими перед обществом. Огромный объем предлагаемых ученику специальных теоретических знаний не всегда является залогом элементарной экологической грамотности. Такой компонент экологической культуры как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, невозможно сформировать только средствами классического урока.

Все эти качества личности необходимо сформировать у детей за годы обучения в школе, и основная воспитательная нагрузка в этом плане приходится на средний и старший школьный возраст. Обучение в средних и старших классах охватывает довольно значительный период в жизни человека, около 6—7 лет, но по сравнению с масштабностью воспитательных задач, стоящих в это время, он кажется не таким уж большим.

Группа сверстников – это объединение не только одногодков, в нее могут входить люди, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные ценностно-психологической совместимостью. Значение группы сверстников в процессе социализации личности растет от раннего детства к юности.

Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важноt чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение своих друзей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Андре Моруа в «Письме к незнакомке» писал: «Школьные товарищи – лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны»[26].

Современная культура обусловила ряд проблем и определила специфику социокультурной адаптации подростка в школе[27].

Во-первых, существует социальное расслоение, особенно в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей (отдельные подростки обладают особо ценными, престижными вещами, которых нет у других), так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются между собой.

Во-вторых, складывается внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу».

В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятой в самой ученической среде. В старших классах становится более резкой разница в положении «звезд» и «отвергнутых», или «изолированных».

Чем бы не определялся статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Несформированность культуры в классном коллективе и в школе в целом – одна из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы, причем такие подростки часто попадают под дурное влияние вне школы.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Причинность в обществе
Причинность в социальной среде характеризуется значительной сложностью и запутанностью. Каждое социальное действие влечет за собой массу разнообразных и притом противоречивых событий. Конфликт может быть, в конечном счете, обусловлен сове ...

массовой коммуникации.
Социальный стереотип Это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь ...

Факторы, влияющие на проведение интервью
Как видим, классифицирующим признаком всех видов интервью является прежде всего степень их формализованности. На проведение интервью существенное влияние оказывают место и время, стратегия и тактика его проведения, состав участников. Оп ...