Информационная цивилизация
Страница 1

В течении более 2,5 тыс. лет, вплоть до сер. ХХ века, информация воспринималась как передача сообщения. С появлением кибернетики стало ясно, что информация имеет отношение к процессам управления и развития, обеспечивающим выживаемость любых систем.

Смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила революция в области коммуникаций и информации. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии привели к впечатляющему рывку вперед в сфере образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований. Именно информация, управление и организация, как могучие «локомотивы прогресса», умчали развитые страны в новую цивилизацию. Этот переход начался в 60-х гг. и завершился к середине 80-х. Объем информации сегодня удваивается каждые 20 месяцев против 50 лет со времен К. Маркса. Степень неподготовленности нашего общества для информации просто удручает.

Информационная революция открыла новую эпоху в прогрессе человечества, которая характеризуется существенными переменами:

1. Сокращается число занятых в промышленном производстве и сельском хозяйстве. Однако уменьшение числа работников «у станка» приводит не к упадку производства, а к росту его эффективности за счет применения передовых технологий.

2. Благодаря нарастающей интенсификации информационного обеспечения производства снижается потребность во многих традиционных видах сырья, что способствует природосбережению и решению экологических проблем. Информация становится новым ресурсом человечества, позволяя создавать высокоэффективные материалы зачастую «из ничего».

3. Наукоемкие производства с минимальным использованием сырья и энергии позволяют даже малым государством, многие из которых не имеют и собственных природных ресурсов, добиваться впечатляющих успехов в экономике.

4. Государство в новой цивилизации отнюдь не «отмирает». Опыт развитых стран, уже вступивших в информационную цивилизацию и достигших впечатляющих успехов в НТП, показывает, что правовое демократическое государство должно строиться по принципу «пяти колец». Этот принцип гласит: «государство может иметь процветающую экономику и прогресс лишь при взаимодействии пяти независимых властей: законодательной, исполнительной, судебной, власти информации и власти интеллекта. Власть интеллекта

реализуется жестким отбором в руководящие звенья всех уровней наиболее подготовленных специалистов.

5. Невиданно возрастает динамизм экономики.

В цивилизованных странах налицо «новый облик труда»: 80% составляет непроизводственная сфера. Появились и укрепляются «новые принципы организации производства» Заводы – гиганты ушли в историю. Так в Японии предприятия с числом работающих менее 200 человек выпускают 70% продукции страны, в США – 45% всей создаваемой продукции. «Законы мегаполисов» - одна из важнейших особенностей конца ХХ века. Крупные индустриальные города теряют до 50% своего населения. А деревня трансформируется в производственную структуру нового типа.

Стирание границ между «рабочим» и «свободным» временем формирует новый стиль жизни: экономия домашнего труда высвободила время для поддержания качества здоровья, сил.

Важная роль отводится развитию «интеллектуального обеспечения» человеческой жизни.

Речь идет не только о достойной зарплате ученым: содействие науки – одна из важнейших приоритетов в деятельности производства.

На наших глазах происходит переход части человека к «информационному» обществу. Этому способствует создание сети Интернет.

Информационному обществу нужен человек, способный адаптироваться к быстро меняющимся требованиям жизни, поэтому необходим навык учиться непрерывно. Отсюда универсализация, гуманизация, гибкость, информатированность – требование к образованию. В развитых странах расходы на образование растут постоянно.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Социальный феномен глобализации, как результат человеческой деятельности
Развитие глобализации выдвигает новые проблемы в важнейших областях жизнедеятельности человека. Основной задачей данного параграфа является социально-философское осмысление форм влияния глобализации на экономику, политику и культуру. Сог ...

Мобильность, виды мобильности
Социальной мобильностью называется постоянное горизонтальное и вертикальное перемещение индивидов и социальных групп в обществе. Виды социальной мобильности: Межпоколенная (дети получают статус более высокий по сравнению со своими родит ...

Социально-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как средства социализации детей в условиях школы-интерната. Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-
Исследование проблем социализации детей младшего школьного возраста было проведено в рамках волонтерской деятельности в школе-интернате № 4 г. Макеевки Донецкой области. В нем участвовали дети 7-8 лет, ученики 2 класса. Выборка состояла и ...