Основные направления социальной политики. Социальный риск и социальное страхование
Страница 2

Социологическая информация » Социальная политика государства » Основные направления социальной политики. Социальный риск и социальное страхование

Изучение и прогнозирование возможных социальных рисков осуществляется с использованием следующих показателей:

- средней продолжительности рисковой ситуации (периода между ee наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности);

- частоты наступления рисковых ситуаций;

- степени социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации;

- объема материальных затрат на компенсацию всех страховых случаев.

По степени опасности социальные риски классифицируются: на низкие, предполагающие добровольное страхование, и высокие, предполагающие обязательное страхование.

В социальном страховании сочетаются экономические и социальные элементы защиты, обеспечивающие застрахованному лицу компенсации утраченного трудового дохода или дополнительных, непредвиденных расходов.

На практике сложились три основные формы (институты) социальной защиты населения: социальное страхование, социальная помощь (оказываемая государством и муниципалитетами) и частная страховая инициатива и социальные услуги, оказываемые фирмами.

Преимущество системы социального страхования перед другими формами коллективного социального обеспечения – социальной помощи и внутренними корпоративными системами – состоит в том, что, во-первых, сами работники вовлечены в процесс резервирования страховых накоплений (стимулирующий фактор); во-вторых, в высокой степени гарантированности выплат, защите их от произвольных решений органов, ответственных за их выплату. Гарантии осуществляются на основе соответствующих конституционных прав.

На долю существующих видов социального страхования в развитых странах приходится около 60—70% всех затрат на цели социальной защиты, что соответствует 15—25% ВВП, в РФ эти цифры составляют соответственно 45% и 7,3% ВВП.

Действующая система социального страхования в России имеет черты, характерные для социальной помощи, а не страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей уровень социальных выплат явно недостаточен и не соотносится с размером вносимых страховых взносов. Законодательно система социальной защиты еще только формируется. Система социального страхования и система социальной помощи окончательно не разделены.

Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и системы социальных гарантий, широко используемые в развитых странах, в России имеют характер отвлеченных категорий, а не практических регуляторов социальной защиты населения. В системе страхования РФ существуют серьезные недостатки: это, прежде всего, незаинтересованность работодателей и работников в своевременной уплате страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, значительное отставание в создании экономических условий для формирования новых механизмов социальной защиты, наличие теневого рынка труда и доходов, наличие крайне высокой и необоснованной дифференциации в оплате труда в разных отраслях экономики и т.п.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

В связи с чем в истории науки возникли два подхода к изучению культуры: оптимистический и пессимистический? Как вы считаете, насколько правы пессимисты?
Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались два разных понимания, два взгляда, так сказать, "оптимистический" и "пессимистический". Оптимисты уверены, что мировая культура на правильном пути, что будущее - ...

Оценка готовности сотрудников Центра стать воспитателями семейных воспитательных групп
Исследование проводилось в апреле 2004 года в МУТЦПСД Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга. Сбор информации осуществлялся по направлению: Оценка готовности сотрудников Центра стать воспитателями СВГ. Объект изучения - сотрудники Цен ...

Кадровый (интеллектуальный) ресурс
Ведущее место в руководстве социально-культурной сферой занимает кадровая политика. Её основными направлениями являются: 1) кадровое планирование; 2) оценка наличного кадрового (интеллектуального) ресурса; 3) оценка будущих кадровых потре ...