Исторический процесс и его участники
Страница 1

Социологическая информация » Человек и общество » Исторический процесс и его участники

Исторический процесс– это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

Исторические факты– основа исторического процесса:

- любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими элементами. Каждый исторический факт влияет на последующее развитие общества;

- содержание факта исторического процесса является результатом деятельности субъектов исторического общества.

Субъекты исторического процесса

– индивиды и их общности, которые принимают в нём непосредственное участие (например, народные массы, социальные группы и общественные объединения).

Народные массы– социальные общности, сложившиеся на определённой территории, члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и вместе создают материальные и духовные ценности.

Признаки социальных групп – возрастной, половой, профессиональный, религиозный и т.д. Наиболее распространёнными социальными группами являются классы, сословия и нации.

Влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности – исторические деятели.

Исторический процесс складывается из поступков, как отдельных личностей, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.

Ступени человеческой истории

Формационный подход– Учение об общественно-экономических формациях как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит человечество как единое целое, разработал К. Маркс и Ф. Энгельс. Решающим фактором общественного развития при этом являлся способ производства, как соотношение уровня развития производительных сил и производственных отношений. Политическая структура и духовная сфера общества – это надстройка, всецело зависящая от способа производства. Движущей силой исторического развития являются противоречия производительных сил и производственных отношений, антагонистических классов и классовой борьбы, что неизбежно ведёт к социальной революции.

Обычно формационному подходу к изучению общества противопоставляют цивилизационный. Их отличие можно свести к следующим линиям сравнения:

Формационный подход

Цивилизационный подход

Главное внимание уделяется изучению объективных, независимых от человека закономерностей развития.

Решающая роль отводится в истории общества материальным факторам, прежде всего производству.

Общество рассматривается как движение от более низкой ступени развития к более высокой.

В центре изучения – человек. Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов деятельности.

Определяющее значение имеют мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры.

Общество– это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен.

Целью исторического процесса в марксизме выступает коммунизм – общество, в котором не будет социального неравенства, лозунгом которого станет: “От каждого – по способностям, каждому – по потребностям” К. Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия – социализм). Одной из основных черт этой теории общественно-экономического развития является убеждённость в том, что всё человечество закономерно проходит определённые ступени (стадии) развития.

Существуют разные точки зрения на проблему соотношения цивилизационного и формационного (стадиального) подхода к развитию общества:

каждый тип цивилизации нужно рассматривать как самостоятельный, имеющий собственные этапы развития, не надо пытаться загнать цивилизации в прокрустово ложе стадий-ступеней (например, в развитии российской цивилизации никогда не было рабовладельческого этапа, феодальная и капиталистическая стадии развития хронологически не совпадают с западноевропейскими и обладают специфическими чертами);

формационный подход отражает глобальность изменения истории человечества. Внутри каждой формационной модели можно выделить отдельные локальные цивилизации (например, в рамках рабовладельческой общественно-экономической формации существовали древнегреческая, древнеримская, эллинистическая цивилизации и др.);

устойчивые цивилизации в их пространственных рамках как бы рассекаются формационными эпохами с их хронологическими рамками. При всей своей несхожести каждая цивилизация проходят универсальные стадии-ступени, выделяемые с учётом целого комплекса экономических, социальных, политических, духовных факторов (например, в рамках развития российской цивилизации выделяются стадия феодализма, капитализма, современного общества).

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Теории старения
Все теории старения можно условно разделить на две большие группы: эволюционные теории и теории, основанные на случайных повреждениях клеток. Первые считают, что старение является не необходимым свойством живых организмов, а запрограммиро ...

Семейное консультирование как технология социальной работы с семьей
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности ученых в исследовании ограничены тем, что семья представляет собой достаточ ...

Классификация рас
При выделении рас первого (боль­шие), второго (малые) и третьего порядка (подрас), а также антропологических типов руководствуются принципом таксоно­мической ценности расовых признаков в зависимости от времени формирования расового ствола ...