Социология культуры
Культура
- это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.
Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей.
Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).
Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида.
1. Осн. теоретические подходы в исследовании культуры.
1. Функционализм
(Б. Малиновский, А.Ратклифф-Браун)
Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с т.з. их места в целостной культурной системе. Система культуры - характеристика социальной системы. "Нормальное" состояние соц. систем - самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с т.з. этого "нормального" состояния и оценивается функциональность элементов культуры.
2. Символизм
(Т. Парсонс, К. Гирц)
Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)
3. Адаптивно-деятельностный подход
(Э. Маркарян)
Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.
2. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.
1. Язык
Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.
2. Ценности
Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).
Различают ценности:
· терминальные (ценности цели)
· инструментальные (ценности средства)
3. Нормы
Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).
Различают следующие виды норм:
· формализованные правила (все, что официально записано)
· правила морали (связаны с представлениями людей)
· образцы поведения (мода)
Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.
Другие материалы:
Функции социологии, её роль в преобразовании общества.
Значение социологической науки определяется в первую очередь теми функциями, которые она выполняет в обществе.
Социология как самостоятельная от знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критич ...
[18]
Письмо Минздравсоцразвития РФ от 14.02.2007 № 1065-ВС "О младенческой
смертности в РФ в 2001-2006 гг."
[19] Постановление Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 № 539 «Программа мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы»
[20] О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы: Постановл ...
Виды учебной деятельности
В течение 1-2 недель обращайте особое внимание на объекты (здания, офисы, помещения учреждений культуры, спортивные сооружения и т.д.), которые вы посещаете; улицы, которые вы пересекаете; виды досуга и творчества, которыми вы занимаетесь ...