Культура

- это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей.

Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).

Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида.

1. Осн. теоретические подходы в исследовании культуры.

1. Функционализм

 (Б. Малиновский, А.Ратклифф-Браун)

Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с т.з. их места в целостной культурной системе. Система культуры - характеристика социальной системы. "Нормальное" состояние соц. систем - самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с т.з. этого "нормального" состояния и оценивается функциональность элементов культуры.

2. Символизм

(Т. Парсонс, К. Гирц)

Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)

3. Адаптивно-деятельностный подход

(Э. Маркарян)

Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

2. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.

1. Язык

Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

2. Ценности

Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).

Различают ценности:

· терминальные (ценности цели)

· инструментальные (ценности средства)

3. Нормы

Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

Различают следующие виды норм:

· формализованные правила (все, что официально записано)

· правила морали (связаны с представлениями людей)

· образцы поведения (мода)

Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.


Другие материалы:

Классификация вопросов анкеты
Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме. Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах ...

Фокус - группа. Феномен отца - одиночки в современном обществе. Оценка положения в обществе
Разыгрываются, правда, и другие сценарии. Например, отец отстаивает свое право на детей в суде, когда мать предлагает "выгодно" поменять ребенка на имущество или, изначально отказавшись от детей, по прошествии времени заявляет, ...

Патриархальность семейного взаимодействия
Первоосновой современной моногамии (единобрачия) является патриархальная семья, которая характеризуется главенствующим положением мужчины в семейных отношениях. Первоначально патриархальная семья была довольно многочисленной: она включал ...