Становления развитие отечественной социологии.
Страница 1

В нашей стране социология имеет свои особенности, свои этапы развития. Российская социология возникла в конце 60-х годов XIX и достигла уровня теоретико-методологической оформленности и интеграции, а также высокого уровня эмпирических исследований. Социология отражала требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Для неё был характерен синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией, исторической перспективой.

Методологией науки первоначально выступал позитивизм, который существовал в виде следующих подходов: органицизм (П. Лилиенфельд, А.Стронин и др.); географическая школа (А. Щапов, Л. Мечников и др.), психологизм Е. де Роберти, С. Южаков; субъективная школа: П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев, и др.; генетическая социология М. Ковалевского; историческая социология В. Ключевского. Особняком стояла органицистская концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского, которая получила широкое признание лишь в начале XX в. На смену позитивизму пришло неокантианство, стремящееся к «пониманию» субъективного, ценностного смысла социальных процессов. Его представители: Б. Кистяковский, П. Новгородцев, В. Хвостов, Л. Петражицкий и другие. В последующие годы сформировалось направление, опирающееся на эмпирические исследования и бихевиористскую методологию. К нему, в частности, принадлежал такой крупный социолог, как П. А. Сорокин, разработавший несколько принципиально важных социологические концепций: социальной стратификации и мобильности, культурной типологии истории социологии и т.д.

Николай Яковлевич Данилевский

(1822 - 1885) является создателем первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса на основе идей органицизма и биологизма. Своей теорией культурно-исторических типов

Данилевский в работе «Россия и Европа» (1869г.) возвестил о начале кризиса идей европоцентризма и эволюционизма. Фундаментальной особенностью предложенной им схемы развития общества является отрицание фактов взаимодействия и взаимного влияния народов в ходе истории и абсолютизация уникальности неповторимой внутренней ценности различных культур. По Данилевскому, история общества есть история борьбы обособленных друг от друга локальных систем с окружающей их средой и между собой.

Другим не менее оригинальным отечественным социологом раннего периода был Лев Ильич Мечников

(1838 - 1888). Главное его произведение –«Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» (1889). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии, и в этом качестве стремился объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса. В этой же работе он обосновывал и свою любимую мысль о «нарастании общечеловеческой солидарности» как критерия общественного прогресса.

Евгений Валентинович де Роберти

(1843 - 1915) принадлежал к числу тех позитивистски ориентированных отечественных социологов, которые в качестве определяющего функционирования общества выдвигали психосоциальный фактор. Центральной категорией у него стало понятие «надорганическое». С одной стороны, это - высшая социальная форма проявления мировой энергии, а с другой, - продукт психического взаимодействия. Надорганическое проходит в своем развитии две стадии: от простейших психофизических отношений людей до глобальных психологических взаимодействий в форме общественных процессов и явлений, которые подразделяются на четыре группы: науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, или поведение, куда входят техника, экономика, право и политика. Эта классификация стала основой теории «четырех факторов цивилизации» де Роберти.

Петр Лаврович Лавров

(1823 - 1900) стоял у истоков субъективного направления. Личность и ее положение - ключ к пониманию его системы. Именно индивид является единственной реальной движущей силой общества. Социология занимается исследованием форм солидарности между сознательными органическими особями.

Николай

Константинович Михайловский

(1842 - 1904) стал продолжателем применения в социологии «субъективного метода».Социология имеет дело с явлениями, имеющими цель, в отличие от явлений природы. Следовательно, социолог не может относиться к этим явлениям беспристрастно, он всегда привносит свою субъективную оценку, связанную с этическими нормами, критериями и отношением к «идеалу», справедливости.

Страницы: 1 2


Другие материалы: