История становления и развития западной социологии.
Страница 2

Э. Дюркгейм считал, что социальная жизнь, возникала в процессе общения и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации. Э. Дюркгейм рассматривает общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Поэтому оно имеет физическое и моральное превосходства над индивидами. Главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является разделение труда. Оно создает общественную связь в современном обществе. Предмет социологии составляет рассмотрение социальных фактов, которые существуют объективно от индивида, но оказывают на него принудительное воздействие. Дюркгейм подчеркивал, что именно они являются «элементами социальной реальности и их совокупность есть общество»:

М. Вебер считал, что суть всех форм социальной жизни составляет тот субъективный смысл, которым мы их наделяем. Методом изучения этого субъективного смысла должно быть «понимание» - субъективная процедура раскрытия сущности социальной реальности.

Для Г. Зиммеля общество представлялось как процесс социального взаимодействия людей, устойчивыми формами взаимодействия между ними являются мода, соревнование, конфликт и т.д.

Продолжили европейские традиции в социологии американские школы: такие как структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона, символический интеракционизм Дж. Г. Мида, теории социального обмена и социального конфликта, феноменологии и этнометодологии.

Интенсивному развитию американской социологии способствовали принципы свободы научного исследования от ценностей, прагматизма и приоритета эмпирических исследований. Большое влияние на развитие науки оказала Чикагская школа социологии, которая соединила эмпирические исследования с теоретическими обобщениями. Выработка прикладных рекомендаций по воздействию на поведение и установки людей явилась предметом индустриальной социологии.

Согласно функциональному подходу общество - это единый организм, который состоит из частей, элементов, выполняющих определенные функции. Последние направлены на удовлетворение общественных потребностей и обеспечивают целостность и устойчивость общества. Общественные процессы и явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе. Общество сохраняет устойчивость, поскольку реализуются все необходимые для социального организма функции, в том числе функция социального контроля. По Т. Парсонсу, существует четыре основных функции социальной системы: адаптация, целедостижение, интеграция и воспроизводство структуры, которые обеспечиваются различными подсистемами общества. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции – правовые институты и обычаи, воспроизводства структуры - система верований, мораль, институты образования, воспитания и др. Целостность общества достигается путем интеграции общепринятых социальных ценностей и норм. Парсонс определяет общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

Р. Мертон вводит понятие дисфункции, т.е. разрушающей функции, и скрытых (латентных) функций. По Мертону, одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональными по отношению к другим. Дисфункции преодолеваются в процессе постепенных изменений.

Широкое распространение получил методологический подход к анализу общества с позиций теории конфликта. Основные идеи конфликтного подхода были сформулированы еще К. Марксом, который считал, что социальное неравенство, присущее обществу, неизбежно порождает конфликты и неустойчивость общества. В этом плане общими чертами общества являются не устойчивость и согласие, а господство, конфликт, подавление. Конфликт возникает, ибо люди в соответствии с их экономическим положением разделены на противоположные и антагонистические классы. Классовая борьба пронизывает всю историю, ее обострение приводит к революционному взрыву. Дальнейшее развитие конфликтологическая парадигма получила у М. Вебера, Р. Дарендорфа, Л. Козера. М. Вебер говорит о трех линиях социального неравенства: богатстве, престиже и власти. Р. Дарендорф главную причину конфликта видит во власти одних групп над другими.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Возникновение социологии
Рассуждая о причинах возникновения социологии, некоторые исследователи полагают, что в основе возникновения социологии лежали охранительные задачи. Логика размышлений здесь примерно такова. Идеи начального периода буржуазного развития (XV ...

Инструментарий и ресурсы информационно-просветительной и рекламной технологии
Инновационные подходы в досуговых технологиях, связанных с организацией социально-культурной деятельности детей, подростков и взрослых, лучше всего осваиваются в малых группах. Вывод еще раз подтверждает установленную на практике закономе ...

Информационная цивилизация
В течении более 2,5 тыс. лет, вплоть до сер. ХХ века, информация воспринималась как передача сообщения. С появлением кибернетики стало ясно, что информация имеет отношение к процессам управления и развития, обеспечивающим выживаемость люб ...