История становления и развития западной социологии.
Страница 2

Э. Дюркгейм считал, что социальная жизнь, возникала в процессе общения и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации. Э. Дюркгейм рассматривает общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Поэтому оно имеет физическое и моральное превосходства над индивидами. Главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является разделение труда. Оно создает общественную связь в современном обществе. Предмет социологии составляет рассмотрение социальных фактов, которые существуют объективно от индивида, но оказывают на него принудительное воздействие. Дюркгейм подчеркивал, что именно они являются «элементами социальной реальности и их совокупность есть общество»:

М. Вебер считал, что суть всех форм социальной жизни составляет тот субъективный смысл, которым мы их наделяем. Методом изучения этого субъективного смысла должно быть «понимание» - субъективная процедура раскрытия сущности социальной реальности.

Для Г. Зиммеля общество представлялось как процесс социального взаимодействия людей, устойчивыми формами взаимодействия между ними являются мода, соревнование, конфликт и т.д.

Продолжили европейские традиции в социологии американские школы: такие как структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона, символический интеракционизм Дж. Г. Мида, теории социального обмена и социального конфликта, феноменологии и этнометодологии.

Интенсивному развитию американской социологии способствовали принципы свободы научного исследования от ценностей, прагматизма и приоритета эмпирических исследований. Большое влияние на развитие науки оказала Чикагская школа социологии, которая соединила эмпирические исследования с теоретическими обобщениями. Выработка прикладных рекомендаций по воздействию на поведение и установки людей явилась предметом индустриальной социологии.

Согласно функциональному подходу общество - это единый организм, который состоит из частей, элементов, выполняющих определенные функции. Последние направлены на удовлетворение общественных потребностей и обеспечивают целостность и устойчивость общества. Общественные процессы и явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе. Общество сохраняет устойчивость, поскольку реализуются все необходимые для социального организма функции, в том числе функция социального контроля. По Т. Парсонсу, существует четыре основных функции социальной системы: адаптация, целедостижение, интеграция и воспроизводство структуры, которые обеспечиваются различными подсистемами общества. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции – правовые институты и обычаи, воспроизводства структуры - система верований, мораль, институты образования, воспитания и др. Целостность общества достигается путем интеграции общепринятых социальных ценностей и норм. Парсонс определяет общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

Р. Мертон вводит понятие дисфункции, т.е. разрушающей функции, и скрытых (латентных) функций. По Мертону, одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональными по отношению к другим. Дисфункции преодолеваются в процессе постепенных изменений.

Широкое распространение получил методологический подход к анализу общества с позиций теории конфликта. Основные идеи конфликтного подхода были сформулированы еще К. Марксом, который считал, что социальное неравенство, присущее обществу, неизбежно порождает конфликты и неустойчивость общества. В этом плане общими чертами общества являются не устойчивость и согласие, а господство, конфликт, подавление. Конфликт возникает, ибо люди в соответствии с их экономическим положением разделены на противоположные и антагонистические классы. Классовая борьба пронизывает всю историю, ее обострение приводит к революционному взрыву. Дальнейшее развитие конфликтологическая парадигма получила у М. Вебера, Р. Дарендорфа, Л. Козера. М. Вебер говорит о трех линиях социального неравенства: богатстве, престиже и власти. Р. Дарендорф главную причину конфликта видит во власти одних групп над другими.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Если ваш муж оставляет жену
Если все обстоит наоборот и муж расторгает брак, женщине будет еще больнее. Когда муж говорит жене, что хочет развода, она испытывает никогда так сильно не ощущавшееся чувство отверженности. Не имеет значения, насколько он пытается смягчи ...

Суть взаимоотношений «человек — общество — природа»
Человек — общество — природа — их взаимодействие — вечная проблема социологии и философии. В процессе жизнедеятельности человек устанавливает различные отношения с окружающей его средой, позволяющие жить как природному и социальному сущес ...

Сущность и понятие групп самопомощи и взаимопомощи. Их связь и отличие
Для описания групп самопомощи используются разные термины: «самостоятельная групповая работа», «самостоятельность», «группа самозащиты», «социальные сети поддержки», «способность самостоятельно контролировать свою жизнь», «добровольная се ...