Духовно-нравственный облик человека, работающего в социальной сфере
Страница 1

Социологическая информация » Духовно-нравственный облик социального работника » Духовно-нравственный облик человека, работающего в социальной сфере

В социальной работе наряду с профессиональными знаниями особенно большую роль играют личностно-нравственные качества специалиста, которые являются определяющим фактором успешности и эффективности их деятельности. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностно-нравственных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, в решающей степени влияет на систему межличностных отношений. Поэтому воспитание духовно-нравственной культуры должно занимать важное место в процессе подготовки социальных работников. Только оптимальное сочетание профессиональных знаний и навыков с высокой духовно-нравственной культурой специалиста является необходимым условием его высокой квалификации.

Нравственность, как духовное качество человека, его потребность приносить людям благо, является ядром личности социального работника. Именно нравственные качества специалиста во многом определяют поведение клиента, его социальное самочувствие и психологическое состояние. Рассмотрим нравственные и душевные качества, которые характеризуют духовно-нравственный облик социального работника.

Совесть социального работника проявляется как нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть как качество личности представляет собой индивидуализированную форму отражения требований к ней общества и профессиональной группы. Совесть напоминает социальному работнику о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими людьми и перед самим собой. В качестве нравственного регулятора совесть выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых ценностей и требований и побуждает к творческой деятельности, исключающей формальное выполнение моральных и профессиональных норм.

Честность является важным качеством социального работника. Честность как деловое, практическое качество выражается в открытости мыслей, чувств и намерений специалиста для других людей. Честность должна проявляться и в словах и в практических действиях. Он обязан выполнять обещание, данное клиенту. Социальный работник обязан правдиво информировать клиента о путях и возможностях решения имеющейся проблемы, не скрывая трудностей и совершенных ошибок.

Внимательность и наблюдательность, несомненно, присущи хорошему специалисту. Социальный работник должен чувствовать и понимать всю гамму чувств и переживаний, испытываемых клиентом. Он обязан безошибочно оценить внутреннее состояние клиента и организовать взаимодействие с учетом его самочувствия, настроения и желаний. Внимательность и наблюдательность позволяют социальному работнику своевременно и правильно принять наиболее оптимальное решение в той или иной ситуации.

Терпимость является необходимым качеством личности социального работника. Она выражается у специалистов в сознательном подавлении чувства непринятия всего иного, имеющегося у клиентов. Терпимость предопределяет уважительное отношение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, интересам, мнениям, идеям, привычкам, верованиям других людей. В то же время терпимость не означает примирения социального работника с негативными идеями или действиями клиента, которые способны нанести вред самому клиенту, окружающим его людям или обществу.

Тактичность: в силу специфики своей деятельности социальные работники имеют дело с людьми слабыми, больными, социально неадаптированными, самолюбие которых часто страдает от осознания того, что они, попав в затруднительное положение, сами не могут решить свои проблемы и вынуждены получать социальную помощь. Поэтому тактичность как качество личности социального работника жизненно необходима и обусловлена его деятельностью. Социальный работник обязан предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом, коллегами, другими людьми.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Социальное взаимодействие
Соц. действие редко встречается в единичном виде. Совершая соц. действия каждая личность испытывает на себе действия других людей и общностей, следовательно, происходят обмен действиями или соц. взаимодействие. Осн. теории межличностног ...

Понятие статистики
Едва ли найдётся ещё одна наука, в которой так горячо спорили бы о её предмете, т.е. о том, что она собой представляет. Понятие «статистика» употребляется в самых различных значениях. Что же представляет собой термин «статистика»? Это сл ...

Социальная политика в отношении детей
Охарактеризовав государственную социальную политику (в том числе и семейную государственную политику), оценив положение детства в России, мы переходим к основной проблеме нашего исследования - социальной политике в отношении детей. На на ...