Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательная база
Страница 1

Социологическая информация » Семейные формы социального устройства детей-сирот » Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательная база

Забота о детях, не достигших совершеннолетия, составляет прямую и естественную обязанность родителей, но если дети, в силу тех или иных обстоятельств, остались без попечения родителей, то эта обязанность ложится на плечи государства. Оказание помощи этим детям является важнейшим направлением социальной политики государства. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, они же избирают форму устройства детей, отдавая предпочтение семейному воспитанию. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Главными источниками действующего законодательства в данной области являются:

Международные правовые документы:

Хартия детства;

Декларация прав ребенка (1959);

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

Конвенция ООН о правах ребенка (1989), где в ст.20 утверждается, что: "Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства - участники в соответствие со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком". В ст.21 говорится о том, что в странах, где усыновление признается и \ или разрешается, оно может осуществляться исключительно в наилучших интересах ребенка и при наличии разрешения компетентных властей, а также гарантий для ребенка.

Федеральные правовые документы:

Основополагающими документами в системе нормативно - правовой базы социального обслуживания детей - сирот являются:

Конституция РФ (1993г) в ст.7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994г. в ст.31 - 40 указывается цель опеки, обязанности опекунов и попечителей, правила и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995г. в ст.123 говорится, что дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат передачи на воспитание в семью (на усыновление \ удочерение), под опеку \ попечительство или в приемную семью.

Федеральный закон РФ "Принципы содержание и меры государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет" от 14 декабря 1996г.

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 9 июля 1998г. в ст.15 утверждается: "Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти".

Федеральный закон РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 1996г., а также редакции 1998 и 2002гг., которые определяют общие принципы, содержания и меры государственной поддержки детей.

Федеральный закон РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" № 44 - ФЗ от 16 апреля 2001г., устанавливающий порядок формирования и использования государственного банка данных о детях сиротах.

В рамках президентской программы "Дети России" (Указ Президента РФ от 01.06.1992 № 543) существует целевая программа "Дети - сироты", направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ в том числе:

"О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" (1992 г)

Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями на 21 декабря 2000 г)

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Анализ динамики въезда, выезда и пребывания на территории Республики Марий Эл иностранных граждан и лиц без гражданства
За 12 месяцев 2009 года в Республике Марий Эл на миграционный учет поставлено 8043 иностранных гражданина и лица без гражданства, что на 4,5% выше аналогичного показателя прошлого года. Из них 950 иностранцев по месту жительства и 7093 – ...

История международного женского движения: причины возникновения и основные этапы развития.
Движение женщин за свои права возникает относительно поздно. “Впервые идеи феминизма были изложены О. де Гуж в "Декларации прав женщины и гражданки" (1792) и в книге Т. фон Гиппеля "Об улучшении гражданских прав женщин&quo ...

Основные направления функционирования международного женского движения в 20 в. и перспективы развития в 21 в.
Под международным женским движением понимается совокупность ряда крупных международных женских организаций, действовавших в Европе и Северной Америке, с целью продвижения идей равноправия полов на уровень принятия государственных решений ...