Суть взаимоотношений «человек — общество — природа»
Страница 2

Социологическая информация » Социологический подход в изучении экологических проблем » Суть взаимоотношений «человек — общество — природа»

С момента возникновения понятие экология претерпело определенную эволюцию. В современных условиях можно встретить неоднозначное понимание термина экология и предмета экологии как науки. Однако различные подходы к определению предмета экологии дают возможность выделить основные элементы, без которых невозможно обойтись в определении экологии как науки: отношение живых существ и среды, живые существа, среда и др. Поэтому-то экология — наука, изучающая отношение живых существ к их среде, их взаимоотношения в среде, а также влияние среды на живые существа. Современная биология и другие естественные науки убеждают в том, что такое определение истинно, потому что все живые системы, эволюционизирующие на разных уровнях, ведут совместную жизнь и имеют четко выраженные связи с окружающей их средой. Экология изучает и обобщает принципы совместного проживания живых систем в любой сфере живого.

Мир живой материи разнообразен, и его можно разделить на растения, животные и человека, то соответственно в современной экологии различают экологию растений, экологию животных и экологии человека. Каждая из них изучает отношение человека, животных, растений к окружающей среде. Из трех видов экологии самая молодая — экология человека, изучающая отношение человека и его природной среды во взаимосвязи, во взаимоотношениях. В социологии выделяются основные темы экологии человека: население, среда, технология и организация производства и самой жизни. Экологию человека можно определить как направление, изучающее место человека в экосистеме, взаимное влияние человека и экосистемы и результат влияния. Под системой имеется в виду функциональное объединение, состоящее из взаимодействия организмов и всех составных частей природной среды. Само понятие экосистемы в экологии определялось не с момента ее появления. Первоначально в экологии описывались определенные, виды в их взаимоотношениях, различные формы симбиозов, отношения с другими видами и подвидами и т. п. В середине 30-х годов впервые понятие экосистемы употребил Артур Джордж Тенсли. С тех пор понятие экосистема выполняет важные гносеологические функции в экологических знаниях, выступает, по сущности, своеобразной клеточкой, началом развертывания всей логически последовательной и обоснованной системы экологических знаний. В современной экологии чаще всего рассуждают о биосфере (биосфера в переводе с греческого — жизнь, это сфера жизни, комплексная земная оболочка, охваченная и организованная жизнью), месте и роли человека в биосфере. Однако понятие экосистема не потеряло методологической роли в системе экознания.

Современная экология оперирует определенными, присущими только ей категориями. К важнейшим экологическим категориям относится, прежде всего, понятие среда. В социальной экологии даются различные толкования понятия среда. Так, в книге «Общество и природная среда» определяется среда как совокупность влияний, которые модифицируют и определяют развитие жизни. В иных трудах под средой понимается агрегат существующих вещей, условий и влияний. Видимо, правильнее, среда — совокупность взаимосвязанных условий и влияний, присутствующих в какой-либо сфере бытия. Исходя из определения среды, выделяются ее компоненты: конкретная сфера бытия, условия и взаимовлияние организма и среды, изменчивость и перемены как следствие взаимодействия живой системы и природной среды. В понятии среда важно различать естественную среду и искусственную среду. Естественную среду составляет система природных факторов: земля, вода, солнце, воздух, растительный и животный мир. Искусственная среда — все то, что создано человеком в процессе его предметной деятельности. Между естественной и искусственной средой существует тесная взаимосвязь. Она проявляется в том, что предметная, трудовая деятельность человека невозможна без предмета труда, в качестве которого выступают различные природные формы. Но дело не только в этом. На современном этапе общественного развития характер взаимодействия естественной и искусственной среды все больше отражается в понятии экологическая среда. Под экологической средой понимается естественное или искусственное окружение, в котором живые системы имеют признак, объекта и субъекта влияния. Качественный и количественный характер влияний выступает предпосылкой сохранения или разрушения своего окружения.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Теоретический анализ процесса социализации воспитанников детского дома. Социализация, как социально-педагогическая категория
Социализация – самое широкое понятие, характеризующее процесс становления личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (идей, ценностей, норм), сколько выработку собственных ориентац ...

Группировка факторов риска
Сферы Значение для здоровья. Примерный удельный вес, в процентах Группы факторов риска. Образ жизни и социально-экономические условия Образ жизни и социально-экономические условия 49 – 53 Курение, потребление табака, ...

Социально-педагогическая защита имущественных прав несовершеннолетних
Под защитой имущественных прав несовершеннолетних по­нимается: обеспечение сохранности имущества, принадлежаще­го им; охрана их наследственных и жилищных прав; своевременное назначение и получение пенсий и пособий; взыскание али­ментов с ...