Статус. Статусный набор

Статус – это место индивида или соц. группы в соц.структуре общества. Каждый индивид имеет большое число статусов, т.к. принадлежит к большому количеству разных соц. групп.

Совокупность всех статусов, ктр. занимает один человек, называется статусный набор. (Р. Мертон). В статусный набор входят след.

Статусы:

1. Главный – наиболее характерный для данного человека статус, с ктр его идентифицируют др. люди или он сам. Он относителен. Главным является тот статус, ктр определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

2. Социальный – это положение человека в обществе, ктр. он занимает как представитель большой социальной группы. Соц. статус имеет две разновидности: а) приписываемый, или предписанный – это статус, в ктр. человек рожден, и ктр. позже обязательно признан обществом или группой. Получен не по своей воле, индивид не имеет над ним контроля; б) достигаемый, или достижимый – статус, ктр. приобретен в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем самого человека.

3. Личный – место индивида в малой группе, ктр. зависит от оценки индивида членами этой группы в соответствии с его личными качествами. Личный статус характеризует место индивида в системе межличностных, а не социальных отношений.

4. Смешенный обладает чертами приписываемого и достигаемого (безработный в результате экономического кризиса). Существуют и неосновные статусы – это временное состояние, ктр ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса. Несовпадение статусов – в общественном мнении со временем вырабатывается, поддерживается и устно передается иерархия статусов и соц.групп, называется рангом (высокий, средний, низкий).

Иерархия между группами в рамках одного общества – межгрупповая. Внутригрупповая - несовпадение статусов показывает противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии. Причины несовпадения статусов: индивид занимает в одной иерархии высокий ранг, а в др. низкий; права и обязанности одного статуса мешают выполнению прав и обязанностей др.


Другие материалы:

Социально-педагогическая защита прав ребенка
1.Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: социопсихолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья; После рас ...

Специфика процедуры исследования с помощью метода кейс-стади
Несмотря на то, что исследователи бывают хорошо знакомы как с организацией, в которой проводятся кейс-стади, так и с сотрудниками тех служб и ведомств, с которыми нужно тесно взаимодействовать в ходе выполнения проекта, первым важным усло ...

Роль местного самоуправления в сфере социальной защиты пожилых людей Костромской области
В соответствии с федеральным законодательством функции по социальной защите населения перераспределяются между уровнями власти: полномочия снимаются с муниципального и передаются на региональный и федеральный уровни. При этом основная час ...