Педагогическая система Сухомлинского
Страница 1

Социологическая информация » Социальная педагогика » Педагогическая система Сухомлинского

Если ребенок постепенно учится воспринимать красоту, восхищаться ею — это означает, что его восприятие становится более эмоциональным, накапливаются эстетические впечатления, без чего невозможно облагораживание души, развитие человечного в человеке.

Развитость общества, степень его нравственного здоровья измеряются способностью генерировать красоту во всех его проявлениях.

Любовь к ребенку, утверждение добра, воспитание красотой — это три константы, три кита гуманной педагогической системы Сухомлинского. Все они взаимозависимы и взаимодополняемы и фактически находятся в органическом единстве.

Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте.

Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. школе Сухомлинского очень много внимания уделялось слушанию музыки.

Первой задачей, которая при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира. Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях.

В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов». С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.

Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка.

В.А. Сухомлинский, разрабатывая теорию воспитания личности в коллективе, ввел понятие о воспитательном коллективе как содружестве и сотворчестве педагогов и учащихся. Деятельность воспитательного коллектива Павлышской средней школы опиралась на следующие принципы:

- доверительное, активное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников

- установка на «единство мысли и чувства» как цель незавершающегося процесса воспитания личности

- развитие дарований, воспитание разума и творческих способностей

- умение педагога «увидеть одаренность ребенка, определить сферу приложения его интеллектуальных и творческих сил» - предоставление личности огромного выбора возможностей для индивидуального развития и самосовершенствования - максимальное использование специфических возможностей социокультурной среды для решения задач воспитания личности («Школа под открытым небом», «Праздник матери», «Праздник первого хлеба»)

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Теоретико-методологические основы исследования образовательной составляющей качества населения России
Актуальность темы исследования. Исследование системы образования было актуальным всегда в связи с тем, что образование выступает в единстве с воспитанием и рассматривается как важнейший механизм воспроизводства человека в обществе. Но в н ...

"Социологии марксизма"
Принципиальный вопрос, имеющий для социологии первостепенное значение, — это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни общества. Маркс выдвинул и обосновал ту независимую переменную, которая, по его мнению, играет ...

Доклады о развитии человека
Отчет 2009. 5 октября 2009 года Программа Развития ООН опубликовала очередной отчет о развитии человеческого потенциала по данным на 2007 год в 182 странах – членах ООН под заголовком «Преодоление барьеров: человеческая мобильность и раз ...