Семья - это основанная на браке или кровном род­стве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаи­мопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаи­модействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основ­ные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых.

Семья - важнейший институт социализации под­растающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, ка­чество которой определяется рядом параметров конк­ретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический — структура семьи (большая или нуклеарная, включающая лишь родителей и де­тей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уро­вень родителей, их участие в жизни общества.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отлича­ется от семьи прошлых времен не только иной эконо­мической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-пси­хологическими, т. е. определяемыми глубиной их при­вязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. На­зовем лишь некоторые причины этого процесса.

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей. В ре­зультате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблема­тична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингзми (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделе­ния «мужского» и «женского» труда первый в массе се­мей (кроме деревень и малых городов) сведен к мини­муму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (е домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязан­ности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реали­зовать которые многие не могут в силу традиций куль­туры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее, проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют бо­лее высокий уровень образования, они имеют возмож­ность проводить большую часть времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми сре­ди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не сра­батывает - на смену ему должен прийти авторитет личности родителей.


Другие материалы:

Сущность социальной стратификации
В обществе существует множество групп, но все они не равны, как и не равны люди, которые составляют эти группы. Т.е. всегда существует социальное неравенство. Однако уровни и формы социального неравенства могут быть различными. Центральн ...

Социализация
Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социал ...

Содержание и организация социальной работы с молодежью в сфере досуга
Социальная работа с молодежью в сфере досуга регули­руется соответствующей частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства и общества в рассматриваемой о ...